21 августа. Понедельник.

Проснувшись в неопределенное время (окна были в комнате заколочены, и во все времена суток там было одинаково темно) я взял сотовый – 9.00. Встал, помылся, и пошел пить кофе к хозяевам. Они как раз доедали кашу и собирались пить чай. Позавтракав хлебом с сыром, я отправился собирать вещи, но кромешная тьма, даже при небольшом освещении из коридора, все равно значительно осложняла процесс. В итоге я вынес все вещи из дома на улицу и собирал рюкзак там. Вскоре вышли хозяева, мы попрощались, они закрыли дверь и поехали к Онеге.
Я дошел до конца Щелейки и через 20-25 минут поймал белого «орла Виктора» (Opel Vectra). За рулем был худощавый мужик, рядом с ним сидел бухущий в мясину очень толстый сосед. В процессе езды оказалось, что и водитель пил – доставал из-под сидения поллитру и лакал без запивки… Причем он внешне оставался трезвым как стеклышко! Его сосед пил только пиво. Весь салон провонял алкоголем так, что потихоньку начинала болеть голова. Они очень подивились, что мне хватает на 3 недели 6000 рублей, так как сами за одну неделю «отдыха» имели в кармане 6000 из первоначальных 25000. Все пропили и проели.
К 11.00 мы подъехали к парому в Вознесенье (справа внизу тот самый Opel):
Image Hosted by ImageShack.us

Следующий отправлялся в 11.20, было время, чтоб проветриться. Водитель рассказал, что с этого парома нередко падали люди и машины, «особо пьяные»…

Река Свирь с парома:

Вскоре мы подъехали к повороту на Подпорожье, куда они и ехали. Мне нужно было прямо, и я вышел. Перекресток был довольно оживленный. Через некоторое время случайно поймался рейсовый автобус, но я сразу стал отмахиваться, мол, не поеду, езжайте дальше. А еще через 20 минут поймался огромный КамАЗ. В огромном КамАЗе трясло и грохотало покруче, чем в обычном. Поэтому, разговора с водителем не вышло никакого. Хорошо, что ехали недалеко – до Ошты. Там я купил в магазине пирожок (оказавшийся невкусным) и шоколадку, и прогулялся пешком до выезда.
Только начал есть шоколадку, как застопился УАЗ. Почти всю дорогу с водителем о чем-то говорили, перетерев все темы, вплоть до состояния рынка недвижимости (почему-то эта тема очень популярна у подвозивших). Водитель 2 года жил в Питере прямо у Смольного, и некоторое время назад переехал в Вытегру (куда мы и направлялись).
Image Hosted by ImageShack.us

В Вытегре мне, как обычно, пришлось пройти пешком до выезда, где я успешно доел шоколадку. Через 30-40 минут стояния поймался еще один УАЗик с монголоидным водителем до поворота на Ольково (это 18км). В четвертый раз на трубу пришло странное сообщение «Cherepovets», в свете так и не пришедших на счет денег это было вдвойне непонятно и странно. Череповец находился в Вологолской области. Правда, и я в этот момент находился на небольшом кусочке Вологодщины… В общем, я так и не понял, что оно означало…
Надо сказать, что трасса по которой мы ехали (Вытегра-Пудож) была отменного качества, лучшая из виденных мною в России! Это не удивительно, потому что строили ее финны, частенько катающиеся в этих краях. Но есть один минус: многие на этой трассе носятся с бешеной скоростью, потому поймать машину очень сложно. Морально я приготовился к тому, что не успею за день доехать до Пудожа, как планировал, и время моих стояний будет измеряться теперь в часах. Тогда мне пришла в голову мысль изменить маршрут.
Изначальный план предусматривал ночевку в Пудоже, на следующий день осмотр города и поездку в Шальский, на берег Онеги, где находились петроглифы. Я решил вообще не заезжать в Пудож и не сворачивать в его сторону, а, не доезжая до Шальского, свернуть где-нибудь налево к Онеге, и искать петроглифы гуляя пешком вдоль берега до самого Шальского. Единстенное место, где это можно было сделать – поселок Красноборский, от которого шла старая дорога до мыса Бесов Нос.
Для наглядности предоставляю карту. Я ехал снизу вверх. На карте:
- красным – мой итоговый путь
- синим (не очень хорошо видно) – как планировалось изначально (из Красноборского наверх направо в Пудож, и после ночевки налево через Подпорожье в Шальский)
- желтым - расскажу позже.
Image Hosted by ImageShack.us

Через некоторое время на третьем подряд УАЗе я проехал еще 9км, до поворота на Макачево. Машин заметно убавилось. На часах 16.20.

Трасса Вытегра-Пудож.

Через полтора часа наконец словился КамАЗ. Водитель – любознательный, религиозный, вежливый и очень спокойный человек с темным прошлым… Очень интересовался мной и моим путешествием и сокрушался, что сельская молодежь вместо того чтоб также путешествовать, тупо пьет. Он ехал на делянку, до поворота на Октябрьский (20км от места, где он меня подобрал), после чего уходил налево. По его словам, там. где он поворачивает, есть не указанная на карте дорога, ведущая прямо к Онеге. Через несколько километров мы свернули с дороги и остановились в лесу, чтобы перекусить. Быстро расстелили небольшую скатерть и разложили еду – у водителя был горячий чай из термоса, вареные яйца, бутерброды и проч., + какая-то моя мелочь. Он показал старую заросшую дорогу, существовавшую еще со времен Петра (а может, и раньше) до тех пор, пока не сделали новую, асфальтовую, которая шла в 5-10 метрах от нынешней, практически параллельно ей. И рассказал, как с ребятами в детстве они катались по ней (по старой дороге) на великах. Через 20 минут перекуса мы двинули дальше. Он предложил провезти меня немного дальше от трассы, в сторону его делянки, чтобы затем я пешком дошел оставшиеся 3км до берега. Я прикинул: после того как пройду 3км до Онеги, нужно будет преодолеть вдоль берега еще 20км до Муромского монастыря, ради которого водитель мне и советовал все это затеять, потом еще 20км до первых петроглифов, а потом еще 22км до Шальского… Итого – 65км пешком с огромным рюкзаком за плечами… На карте часть этого маршрута обозначена желтым (начало не влезло, оно должно быть внизу). Не знаю почему, но это было заманчиво – такой крутой отрыв от цивилизации, и полная неизвестность впереди, особенно учитывая, что еды у меня было только на 1 нормальный ужин! Хорошо, конечно, что всегда рядом есть вода, можно развести костер и поставить палатку без проблем… Но зачем этот костер, когда нет еды, и в округе 50км нет магазинов? В итоге я, конечно, отказался. Ибо пешком вдоль Онеги я в любом случае еще нахожусь (хотя бы от Бесова Носа до Шальского), монастырь мне совсем не интересен, да и проверка организма голодом не радовала… А кроме того – 3 дня ходу, которых у меня не было, и наверняка мозоли… На прощание драйвер отдал мне немного хлеба и пару яиц, несмотря на мои доводы, что я скоро буду в крупном поселке и запасусь едой надолго.
В 18.20 я вышел из машины. До Пудожа – 50км. Прошел час, машин практически нет… Вскоре выехал из-за поворота тот же КамАЗ, что и привез меня сюда, уже груженый. Водитель остановился у обочины, подошел ко мне, и еще раз предложил попить чаю и хлеба. Я отказался, хотя от чая, наверное, зря – горячего ужина сегодня не намечалось… КамАЗ уехал, а я стал ловить дальше.

Image Hosted by ImageShack.us

В начале 10-го я решил прогуляться вперед, поискать более-менее пригодное для постановки палатки место, иногда поднимая перед проезжающими (проносящимися) мимо машинами руку.
Как это обычно бывает в таких поездках, самое интересное случилось, когда я этого совсем не ждал и начинал париться по поводу ночлега…
Застопился желтый фургончик WV Caddy, в котором оба места были заняты парнями моего возраста… Прежде чем я успел открыть рот, водила спросил, есть ли у меня водка. Получив отрицательный ответ, он спросил, куда я еду и предложил лезть в кузов. Я сел и уже второй раз за день почувствовал спертый, пропитанный алкоголем воздух – снова пьяный за рулем… Ребята катались по округе 60-70км в поисках добавки, пытаясь вспомнить, где они покупали предыдущую порцию… В палатке, недалеко от Октябрьского (рядом с местом где меня высадил КамАЗист) их ждали еще 2 таких же существа. В кузове валялась куча каких-то шмоток и сидеть было очень неудобно, держаться не за что… Они врубили музыку на полную и погнали. Гнали под 150, виляли по дороге, в повороты входили на сотне, ехали по встречке и сворачивали на свою полосу за несколько секунд перед «испугавшейся» встречной машиной – полная жесть, я болтался по кузову, словно во время тренировок перед полетом в космос. Наверно, это была моя самая неприятная поездка за всю автостопную карьеру. В голове уже рождались всяческие новостные выпуски с сообщением о страшной аварии – лобовом столкновении фуры и неопределенного легкового автомобиля с тремя трупами в салоне. Обидно что я, ничего не нарушавший, трезвый и адекватный мог оказаться таким же трупом как и эти 2 придурка… В целях безопасности я уперся ногами и руками в потолок, пол и стенки и приготовился в случае чего сгруппироваться. Радовало только одно – до ближайшего поселка мы долетели неимоверно быстро. Но водила был настроен доехать и до Пудожа… Больших усилий стоило отговорить его от этого – уже была почти ночь, и при его стиле езды я не без оснований полагал, что мы живыми до Пудожа не доберемся. Наконец водила сбавил скорость, и можно было вздохнуть свободно. У первых проходящих мимо молодцев водила с соседом стали узнавать обстановку на предмет наличия магазинов или частных продавцов водки или самогона и зачем-то солярки.
- Магазин один, и он уже закрыт. – ответил один местный парень.
- А где у вас тут можно водки купить?
- Нигде.
- Ну, а спирта?
Парень помялся, очевидно, сомневаясь, не проверка ли это ментов или еще каких-нибудь органов, но в итоге согласился провести к продавцам.. Водила к тому моменту уже настолько впечатлился моими рассказами, что возжелал закупиться и доехать до Бесова Носа на машине, посмотреть, что это за петроглифы такие. Но его сосед просто вынул ключи из машины и сказал, что если куда эта машина сегодня и поедет, то только обратно, к ждавшим их друзьям.
Мне в этом поселке нужно было решать – ехать по старому плану в Пудож, либо топать пешком 20км до Бесова Носа по непонятной дороге, где шансов встретить какой-либо транспорт почти нет… Ясно было одно – сперва надо здесь, в Красноборском, переночевать.
Я распрощался с парнями и пошел по темной (почти черной) деревенской улочке с думой о ночевке. Навстречу приближался силуэт, укутанный в пальто и платок, это была женщина лет 50-ти. Я, недолго думая, подошел к ней и в 2 предложения уместил всю свою историю, описал ситуацию, в которой оказался и попросил подсказать подходящее место для ночлега. Женщина сначала удивилась мне, и как-то растерялась, но потом сказала, таким тоном, словно она не ожидала, что это у нее вырвется: «Ой… Ну, можно и у нас…»
Она поведала, что сегодня у двух ее дочерей-близняшек день рождения, им исполнилось 17. Вот так попал! Еще не все гости и родственники разошлись, а вот муж напился и ушел куда-то, и вообще, пребывает в неадекватном состоянии в связи с принятым количеством алкоголя. Это немного настораживало… «Но вы не бойтесь, – посмеивалась женщина – у меня 6 детей, да и гости еще… В обиду вас не дадим! Я вообще-то на работу в ночную смену в магазин шла… Сторож я… За еду работаю. Ладно, пойдемте, провожу, а там уж сами устроитесь!» Шесть детей! Во мне сразу проснулось чувство безмерного уважения: дети, хозяйство, работа, безработный пьющий муж…
Дошли метров 100-150 до дома. На входе нас встретила одна из дочерей со своим парнем и сразу после короткого рассказа матери обо мне принялась готовить для меня картошку с колбасой и яйцом, пока я хлебал предложенное пиво и рассказывал о путешествии. Близняшки оказались очень симпатичными.
Ребята поделились информацией о петроглифах – многие из наскальных рисунков уже растащили по неким музеям, и осталось их не так много, что меня немного успокоило в том смысле, что если чего-то не удастся найти, то можно будет списать на музеи… Вскоре подошел еще один гость, Рома, лет 20 от роду. Он учился в петрозаводском автомобильном колледже и приехал на каникулы. Я рассказал ему про недобросовестные петрозаводские центры связи, забравшие у меня деньги и не перекинувшие их на трубу. Оказалось, это нормальное явление, и сам Рома тоже однажды так же ждал денег 3 дня, после чего пришел с чеком и деньги наконец перевели. Дело в том, что когда в этих «центрах» очень много желающих оплатить, они не успевают оповестить свой главный офис обо всех клиентах за день (сами «центры» всего лишь записывают ваш номер и сумму денег в эксельный файл, доступный по сетке главному офису), и часть оставляют на следующий день. Но ежели за 2 дня не перевели, то это значит, что они «просто» забыли! Ужас! Я был в шоке.
Вскоре я уже демонстрировал собравшейся местной молодежи фотки. Они поначалу проявляли много интереса к моей персоне, но затем, видимо, устали от фоток и стали потихоньку разговаривать на свои темы, а потом и вовсе разошлись. Галина (так звали их мать) к тому времени уже успела вернуться с работы, попросив коллегу подменить ее. Еще почти час мы с ней разговаривали на разные темы, вплоть до недвижимости в Питере (где живут 2 ее старших сына) и шунгитов. Один шунгит я в итоге ей подарил, ибо и так устал таскать с собой эти камни. Потом она вдруг взохнула и сказала: «Эххх… Вот сыновья мои уже в Питере живут, редко их вижу. Сейчас и ты вот заберешь девочек моих туда… Ты уж не забирай! И так детей своих редко вижу». Я даже не знал что ответить, и вскоре удалился восвояси мыться в баню «по-холодному».
Только в 1.00 пошел спать. Меня определили на второй этаж, в личную комнату этих близняшек (они решили спать в гостиной). Комната была очень ухожена, в ней было почти все, что есть у их обычных городских сверстниц, разве что кроме компьютера. Я нашел магнитофон и, борясь со сном, наконец, потешился дисками Burzum и Thyrfing. Не зря же я их таскал с собой все это время!
Хозяева вставали обычно поздно, поэтому я настроился, что встану не раньше девяти.