Академическая карьера — только для избранных?

Академическая карьера — только для избранных?

Этот пост — мой развернутый ответ на текст Академическая карьера что этоgrey_dolphin. Идея его текста сводится к тому, что академическая карьера — это призвание или, может, даже что-то врожденное, и есть люди, изначально для нее непригодные, т.е. «лишние». Поэтому всем, и «лишним» и «правильным» в науке людям было бы легче, если бы эти «лишние» даже не пытались чего-то достичь. Я никак не могу согласиться с автором в том, что способности или начальная мотивация на старте академической карьеры играют самую важную роль в том, как успешно она будет продолжаться.

Решение начать академическую карьеру действительно может быть связано с возможностью переехать в столицу или за границу. Но на этом этапе отнюдь не ясно, кто может достичь большего — те, кто со школы мечтал защититься и стать научсотом (если такие люди в современной России есть) или те, кто выбрал науку по прагматическим соображениям.

На мой взгляд, большие сложности с получением грантов или ставок в университетах после защиты диссертации связаны с изменениями в системе финансирования научной работы. Количество PhD стипендий растет, в том числе и за счет постдоков, а количество дальнейших возможностей не меняется или сокращается. PhD стипендии стоят университетам гораздо меньше и дают возможность отчитаться перед наблюдательными советами и т.п. о количестве защитившихся - о подготовке молодых научных кадров. Постдокам нужно платить гораздо больше. У них выше квалификация, их не нанять на полставки, как это в большинстве случаев происходит с PhD, и цифры по ним не украсят годовой отчет. Получается, что воронка расширяется на входе и значительно сужается на каждом последующем уровне.

Еще одна причина проблем с продолжением после защиты — полное отсутствие «социализации в профессии», включая нетворкинг при подготовке диссертантов в России и, в большинстве случаев, в Европе. Их никто систематически не учит, что навыки научной работы, приобретаемые при написании диссертации, далеко не единственное, что им понадобится для дальнейшей карьеры. Не хватает ни предостережений о том, что дальше будет нелегко, а последовательного обучения правилам игры в академической жизни по мере «взросления» диссертанта.

При том, что количество возможностей с «подъемом» уменьшается, переход на следующий после защиты уровень требует готовности к переезду туда, где появляется возможность. Чтобы продолжать «подниматься в лифте», нужно быть готовым каждые два-три года менять не только город, но и страну проживания. Постоянные ставки в университетах или внеуниверситетских центрах постепенно становятся историей. Для научсотов это означает компромиссы с семьей, жильем, друзьями, постоянством языковой среды. И компромиссы эти даются все сложнее по мере взросления, что является важным фактором наряду с системными сложностями с этим типом карьеры.
 



Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Marina De Golle – Безупречное качество ручной работы для избранных.
  2. про футбол и не только