Авось, небось и кое-как

Авось, небось и кое-как

Зафиксирую кое-какие мысли о Русском менталитете, авось кому-нибудь пригодится.

Что такое менталитет? Некая совокупность черт характера и линий поведения, присущая некоторому сообществу людей. Как правило национальности. То есть некий набор поведенческих признаков, по которым человека можно с достаточной степенью точности отнести к той или иной национальности. Сейчас эти признаки, конечно, всё больше размываются, но всё же.

Одна из не сразу заметных, но существенных черт русского менталитета - это скрытность. Представьте себе двух друзей: Васю и Петю. В какой-то момент Васю что-то в поведении Пети стало не устраивать. Доставлять неудобства. Вася не скажет Пете, он будет ждать, что Петя сам, по неизвестным признакам определит, что Вася страдает. Время идёт, Петя ничего не замечает, а у Васи накапливается обида. В какой-то момент его прорывает, и он по мелкому поводу начинает орать на Петю, припоминая тому все грехи, включая это конкретное неудобство. Тут выясняется, что у Пети тоже есть претензии к Васе, о которых он также молчал. Петя вываливает всё в ответ. Теперь, чтобы исправить ситуацию, хотя бы кому-нибудь из них нужно обладать недюжинной выдержкой и здравомыслием. И всё равно осадочек останется. Поэтому обычно результат такого обмена проще всего описать словом разосрались.

Бывает ситуация, когда ты видишь, что доставляешь человеку неудобства, но он об этом молчит. Более того, даже если ты его спросишь, он тебе скажет, что всё в порядке. Не желая, видимо, доставлять тебе неудобства тем, что ему неудобно. Тут даже есть небольшая психологическая ловушка: ты ему неудобства доставляешь, а он их терпит, чтобы не доставить неудобств тебе. Микрогерой-мученик.

Другая черта - это небезызвестный авось. Упование на счастливый случай. А это или признак неистощимого оптимизма или следствие подтверждённой на практике богоизбранности. Вы уверены, что вам повезёт, потому что очень и очень оптимистичны или потому что вам достаточно часто везёт, чтобы рассчитывать на удачу и в этот раз. Это если посмотреть с "хорошей" стороны. С другой стороны, полагаться на авось можно, если больше полагаться не на что. Нет никаких шансов. И помочь может только счастливый случай. Хотя, если ты на это надеешься, то ты, как уже было отмечено, или оптимист или удачливый человек. Отсюда, кстати, и знаменитое "Русские не сдаются". Зачем сдаваться, если всегда возможен этот самый авось?

Небось. Не уверен, что это только русская черта. Небось - это построение цепочки предположений на основании недостаточного количества фактов, а потом использование полученного результата в качестве установленного факта. Смотрите, Вася вынес на помойку телевизор, значит новый купил. А на прошлой неделе я слышал, как он про плазменные панели с кем-то разговаривал. Плазму купил небось. Откуда у него такие деньжищи? На одном заводе работаем, зарплата одинакова, а я себе этого позволить не могу? Оп, и Вася уже богатей, где-то нечестным путём доставший денег. А у него на самом деле было два старых телевизора. Один совсем сломался, и его выкинули. Порассуждать в России любили всегда. А вот некачественное использование рассуждений - это следствие недостаточного образования.

Коекакерство - достаточно новая черта. Русские люди коекакерами не были, иначе не построили бы такую огромную страну. Это новое веяние, когда человек или не знает, куда приложить свои силы или поставлен в условия, когда хорошо сделать нельзя, а сделать как-то надо. Первое - следствие отсутствия цели. Отсутствие понимания, что же ему на самом деле надо. Отними у человека цель, и он станет коекакером. Или найдёт себе другую цель. Но если человек может сделать это быстро, то народ ищет новую цель долго. Второе - скорее следствие первого. Коекакерство накапливается и вынуждает и дальше действовать "кое-как". На преодоления этого требуется много сил. А где их взять, если нет цели? Серьёзной глобальной национальной цели и понимания своего места в процессе достижения этой цели.

Кстати, коекакеров полно и в других странах. По тем же причинам. Просто внимание на этом не акцентируется. Живой пример - Фукусима. И это у вроде бы трудолюбивых и основательных японцев.

Рассуждая о менталитете, тем более о русском, нельзя не написать о пьянстве. Так вот, пьянство никогда не было частью менталитета никакой нации. Во-первых, просто потому, что в достаточных масштабах алкоголь производится не так давно. Во-вторых, потому что пьянство нацию уничтожает. Пример этому - североамериканские индейцы, чьё уничтожение шло не только насильственным путём, но и при широком использовании "огненной воды". Кстати, аналогия с Россией напрашивается. Большая страна, богатая ресурсами, которую постепенно захватывают. Только вместо ружей теперь деньги. А методы практически те же.

Заметьте, что любая черта менталитета, ведущая к уничтожению нации не может быть чертой менталитета. Самоуйбийство в общем случае противоестественно. Тем более в масштаб целого народа. Этот простой критерий позволит вам отделить реальные черты, от насаждаемых извне.

В завершение приведу пару мыслей по поводу масштабности менталитета. Мы не говорим о менталитете какой-то небольшой группы людей. Для наличия менталитета необходима устойчивая самоподдерживающаяся популяция. Это ограничение снизу. Ограничения сверху нет. Типичный пример наднационального менталитета - религия. Кстати, критерии оценки при этом не меняются. Поэтому ислам - это менталитет. А вот Христианство - нет. Подчинение в глобальном масштабе - это социальное самоубийство. Без дополнительной подпитки христианство умрёт само собой. С этой точки зрения крестовые походы - механизм поддержки жизнеспособности религии.


Смотрите также:

No related posts.