Бесславные ублюдки

Три человека входят в кинотеатр. К их лодыжкам привязан динамит. Их цель взорвать здание и около трёх сотен человек в придачу, находящихся в нём.
«Кто-то назовёт это преступлением», - говорит «охотник на евреев» Ганс Ланда и ваше отношением к описанному событию мгновенно меняется.
Прочитав первые три предложения, вы однозначно осудили бы действия террористов. Но как только эти «три человека», входящие в кинотеатр со взрывчаткой, становятся героями сопротивления, как только кинотеатр превращается в место, где проходит премьера нацистского фильма, на которую прибыл сам Гитлер, как только на стенах появляются драпировки со свастиками – мы сочувствуем террористам и плюём на несколько сот невинных душ, которых, увы, придётся загубить, ради уничтожения нацистской верхушки.
Как обычно, Тарантино перевернул всё с ног на голову. Жонглируя формами, он сыграл в довольно таки опасную игру с идеологическими ценностями, утверждёнными по итогам Второй Мировой. «Бесславные ублюдки» - удивительный фильм. Удивительный, потому что прямое повествование или текст, непосредственно воспринимаемый при поверхностном просмотре, радикальным образом расходится с подтекстом. Можно ли говоря «белое», в скрытом виде намекнуть на «чёрное»? Можно. «Бесславные ублюдки» - блестящее и ироничное тому подтверждение.
Итак, что мы имеем в «прямом тексте»? Отряд сопротивления, заброшенный во Францию, борется с нацистами и в итоге взрывает кинотеатр, полный фрицев. Два героя расстреливают Гитлера в упор, а заодно и целую толпу негодных нацистов. Нацист-предатель, желающий под шумок смыться в Америку и дожить остаток дней в бунгало на берегу моря, получает своё – позорное клеймо на всю жизнь в виде свастики, вырезанной на лбу. Очевидно, именно это и должен, по замыслу режиссёра, увидеть невзыскательный американский зритель, привыкший к идеологически выверенным «Пёрл-Харборам» и «Операциям «Валькирия».
Теперь подтекст.
Нацисты, которые согласно кинематографическим штампам, «нелюди» и «звери», показаны обаятельными, культурно развитыми и человечными.
«Охотник на евреев» Ханс Ланда знает множество языков, прекрасно осведомлён о культурах других народов, умён и более того, несмотря на неприглядность выполняемой им «работы», способен на милосердие. Первый раз, приказав расстрелять спрятанную под полом еврейскую семью, он позволяет сбежать восемнадцатилетней Шошанне. Второй раз, узнав в хозяйке кинотеатра, где планируется премьера нацистского фильма, ту самую Шошанну, он не выдаёт её властям. Собственно говоря, именно благодаря его мягкости, поджог кинотеатра и становится возможным.
Герой войны Фредерик Цолер вызывает исключительно положительные эмоции (именно ему, кстати, принадлежит фраза: «Под этой формой скрывается человек»). Во время просмотра фильма со своим участием он понимает, что в убийстве нескольких сотен американских солдат нет никакого особенного геройства.
Офицер гестапо, раскрывший британского шпиона в таверне, проявляет чудеса осведомлённости. Именно интерес к чужой культуре позволяет ему узнать в офицере вермахта переодетого англичанина. Англичанин же, напротив, в своём снобизме не считает нужным мало-мальски изучить культуру той нации, куда он собрался внедриться. Особенно показательно, что сидящие в той же таверне немецкие солдаты заказывают себе шнапс, а гордый бритт и его сообщники требуют виски!
Офицер вермахта, отказавшийся предать «своих» принимает героическую смерть от бейсбольной биты «Жида Медведя». Немецкий солдат, когда его спрашивают о том, что он сделает после войны, говорит, что обнимет мать. Другой солдат отмечает в таверне рождение своего сына и получает пулю от вероломной актрисы, переметнувшейся на сторону союзников.
И, наконец, апофеозом всего становится взрыв кинотеатра – событие, в котором нацисты, по традиции являющиеся оккупантами и захватчиками, становятся жертвами. Более того, жертвами, которые сгорают в огне, а это уже серьёзное покушение на правду о холокосте.
И тут мы плавно переходим ко второму перевёртышу – роли евреев в истории Второй мировой. Ведь мы-то прекрасно знаем, что именно еврейский народ стал жертвой нацистского режима. Именно евреев миллионами сжигали в печах Бухенвальда и Освенцима. Для Тарантино закон не писан. Напротив, в его фильме еврейский отряд – это безжалостные убийцы, практически дикари, сдирающие скальпы с культурных и образованных немцев. Особенно впечатляет сцена с размозжением черепа бесстрашного немецкого офицера.
Отряд сопротивления вполне оправдывает своё прозвище «ублюдки». Они никого не щадят. Они не проявляют ни капли сострадания. Они настолько тупы и не образованны, что едва не проваливают всю операцию. Сценка с мнимыми итальянцами просто доводит до слёз. И вообще в конечном итоге выходит, что «ублюдки» не выиграли бы эту войну, если бы не предательство Ганса Ланды. Потому они, видимо, и «бесславные». «Ты за мир?» - спрашивает герой Брэда Питта своего товарища по оружию. «За мир, за мир», - отвечает тот, сдирая скальп с убитого немца.
Думается, что вопрос о том, является ли Тарантино ревизионистом, не имеет смысла. Во всяком случае, благодаря своей репутации "сумасшедшего" Квентин не сядет в тюрьму за ревизионизм - ведь умалишённых не судят. Фильм гораздо глубже, чем та или иная идеология, потому что по сути направлен против любой из них. Цель игры, затеянной режиссёром, в том чтобы показать, насколько каждый из нас является рабом формы, независимо от того нацистская она или нет. А использование нацизма, как самого сильного табу современного европейца - всего лишь позволяет в максимально гротескном виде донести до зрителя эту мысль.
















Смотрите также:

No related posts.