«Что такое личностный рост и как он влияет на качество жизни.»

"Что такое личностный рост и как он влияет на качество жизни."
Василий Пронь/ http://www.kv-apelsin.com/apelsin/press/lichrost.htm

(по результатам мастер-класса в рамках недели неформального образования)

На встрече собралось около 10 человек. Еще на этапе знакомства стало понятно, что люди пришли совершенно не случайные, а живо интересующиеся темой мастер-класса. Были несколько профессональных психологов, несколько руководителей, несколько человек с высоким социальным интересом.

И первый вопрос, который интересовал многих, в том числе и автора этих строк: “Что же такое личностный рост?”

“Однозначного ответа у меня на этот вопрос нет и задачи дать вам правильный ответ я перед собой не ставлю” – так начал я общение, рассчитывая, и, как оказалось не зря, что дискуссия будет живой и общение результативным и познавательным. Так и оказалось.

За два часа обсудили несколько важных вопросов, сделали некоторые открытия, каждый для себя свои, поделились мнениями.

И ниже, я привожу материал, который совершенно субъективно посчитал важным донести и до Вас, рассчитывая, что он будет полезен и интересен и, возможно, смотивирует Вас на то, чтобы сделать первый или уже далеко не первый – очередной шаг в вашем личностном росте.

Условно человека можно разделить на несколько областей:

* 1 тело, физическая составляющая
* 2 чувства, эмоции, ощущения
* 3 логика, интеллект
* 4 дух(душа)

Какие-то из этих составляющих проще определить, какие-то сложнее. Например, что такое тело представляет наверное каждый ? . А что такое душа?…

Но это не совсем к нашей теме.

Интересный вопрос “к какой области относиться личностный рост?” вызвал бурное обсуждение.

Некоторые выводы приведу здесь: “личностный рост” – это гармоничное развитие всех 4 составляющих, или вот ещё один “личностный рост” – это развитие души, самосознания, или вот такой развитие любой из этих областей является “личностным ростом”.

Можно выбирать любое определение, а можно дать свое. А как считаете Вы? Что такое личностный рост?

Как я сам отвечаю на этот вопрос. Для меня личностный рост – это гармоничное развитие личности, в котором все четыре компонента Тело, Чувства, Логика и Дух находятся в гармонии друг с другом. На данный момент я считаю особенно важным в личностном росте акценты на эмоциональное развитие и на духовном становлении личности, связанном с осознанием своих ценностей, целей, приоритетов. Считаю важным, так как эти компоненты на мой взгляд имеют отставание в развитии от Интеллекта и Тела, а влияние их на результаты не менее важно.

Следующий важный вопрос, на который я предлагаю Вам ответить себе, это: “А как его измерить, этот личностный рост?” В каких сантиметрах он меряется?

Мне, кстати, как директору тренинговой компании достаточно часто задают такой вопрос. Конечно, с долей шутки, но суть вопроса очень важная. По каким результатам я узнаю, что затраченные усилия на свой личностный рост принесли плоды? Какие гарантии я могу получить, что результаты будут?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос сделаю ещё одно отступление.

Всю жизнь человека я бы разделил на 3части: взаимоотношения, деятельность и внутренний мир человека. Эти три части тесно-тесно связаны, постоянно пересекаются, но у каждой области свои ключевые понятия.

Во взаимоотношениях ключевые понятия субъекты, я и качество отношений.

В области деятельности ключевые понятия цель, действие, результат.

Во внутреннем мире ключевые понятия мысль, намерение, чувство, и другие.

Личностный рост относиться к третьей сфере. Но сложность в том, что то, что в третьей сфере нельзя измерить (по крайней мере, я не знаю как) без первой и второй сферы…

Поэтому и ответ на вопрос как измерить личностный рост лежит в области внешней: в области результатов и в области взаимоотношений. Т.е. личностный рост мы можем измерить по тому, как меняются наши результаты в жизни, как изменяются наши взаимоотношения.

А теперь перейдем к третьему вопросу. Который звучит так: как влияет личностный рост на качество жизни?

Частично на этот вопрос мы уже ответили. Ответили – в какой области лежат результаты личностного роста. А вот вторая составляющая вопроса, которая касается силы влияния личностного роста на внешние результаты – открыта.

Приведу одну схему, придуманную не мной, а мной просто используемую как очень простую и наглядную для иллюстрации. Картинка представляет собой пять вложенных окружностей, которые символизируют 5 личных границ человека.

1 – Личность, я

2 – Система ценностей

3 – Способности

4 – Действия

5 – Внешнее окружение

В чем смысл этой схемы? Это как в луковице, чем глубже слой, тем более он значимый, тем более оберегаемый нами, тем болезненнее критика направленная на этот уровень.

Сравните несколько вариантов критики одного и того же факта: ребенок пришел домой в грязных ботинках.

5 У тебя грязь на ботинках

4 Ты ходишь в грязных ботинках

3 Ты не в состоянии почистить свою обувь

2 Тебе наплевать на то, что родители заботятся о тебе, покупают новую обувь

1 Ты – неряха, обормот и …

И представьте что сказано это примерно с одними и теми же интонациями (т.к. интонации часто играют большую роль чем текст, но в тексте я вам интонации не передам ? ).

Думаю, что и вы согласитесь, что чем глубже уровень, тем болезненнее критика.

А теперь перейдем к вопросу, как это касается личностного роста.

Внешнее окружение у нас может быть разное. Сегодня такое, завтра другое. Всё что вне нас – это наше внешнее окружение.

Уровень действий достаточно привычен для нас. Мы можем совершать различные действия в пределах своих способностей. Не всегда, правда, совершаем, но об этом ниже.

Эти два верхних уровня не включают в себя личностный рост.

Действие – следствие нижних уровней, а внешний уровень отображает результаты действий и окружающую реальность.

Уровень способностей включает в себя то что мы можем сделать, ту планку которою мы в себе развили, или которая нас ограничивает.

Рост на этом уровне связан чаще всего с интеллектуальным, физическим и эмоциональным развитием. Он и профессиональный и личностный. Достаточно техничный или логичный. Не умеем прибивать гвозди – учимся, не умеем читать – учимся, не умеем выражать свою злость конструктивно – учимся.

Все эти три уровня подвержены прямому внешнему воздействию. Нас можно одеть, украсить, заставить что-то сделать, научить чему-то.

А вот следующие уровни более сложны для непосредственного воздействия.

Уровень ценностей, который также включает в себя и индивидуальные установки, личную логику человека формируется самостоятельно ребенком и фактически к 8 годам основа этого уровня уже сформирована. Это не значит, что ценности не меняются. Они могут меняться. Но для этого необходима внутренняя сила, мотивация, желание, которое исходит от личности. Из 1-го определяющего уровня. Сложно сказать что там на первом уровне и изменяется ли он, так как добраться до него, осознать не так просто.

Что останется, если убрать ваше внешнее окружение, тело, чувства, действия, способности, ценности?!… Однако если сложить все это, то ещё не получиться человека…

Поэтому предполагаю, по крайней мере на данный момент не могу ни доказать, ни опровергнуть, что первый уровень практически незыблемый..

И так для личностного роста остается второй уровень. Этот уровень, который с одной стороны не поддается прямому влиянию извне (некоторые со мной точно не согласятся, вспоминая гипноз, эриксоновский гипноз, а возможно и другие техники, но я скажу что это уже терапевтические методики, а личностный рост – это понятие больше относиться к обучению). А с другой стороны, это уровень ценностей, убеждений, личной логики и установок, в котором много пространства для развития. Т.к. то, как у нас в детстве формировался этот уровень, не гарантирует его гармоничности… Некоторые установки могут быть весьма субъективны и далеки от правды… сформированные из единичного детского опыта. Например, в детстве подергал мальчик за косички – все мужчины стали подозреваться в опасности… или девочка не захотела играть, все женщины почему-то стали непредсказуемые…и так далее…

И вот как результат всего происходящего на тематической встрече к её завершению у меня появилось некоторое определение, которое отображает суть размышлений, активного поиска и групповой работы в отношении понятия “личностный рост”.

И личностный рост определяется мной, как самостоятельное изменение личностью своих ценностных установок в процессе обучения для достижения внутренней гармонии и самореализации во внешнем социуме.

А, следовательно, и результат личностного роста, находясь глубже и ближе к самой личности, масштабируется и влияет на все вышележащие слои, усиливаясь с каждым слоем. В этом и заключается эффективность личностного роста. Маленькие изменения на этом уровне, приводят к большим изменениям на других. И что важно, при этом соблюдается безопасность и целостность личности, т.к. решение и действия в личностном росте принимает сама личность. Всё что с наружи, будь то индивидуальный консультант, коуч или тренинг лишь помогает, создает условия для осознания себя, своих установок и ценностей. А выбор всегда за тобой. Меняться или не меняться…

Как написано у Шекспира. Быть или не быть. Вот в чем вопрос...






Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Личностный идиотизм и способы его лечения
  2. Что такое хорошо и что такое плохо…
  3. Marina De Golle – Безупречное качество ручной работы для избранных.
  4. Такое дело
  5. Первые шаги монтаньяров или что такое «период умиротворения»