Древо жизни

Текст.
Путь естества и путь благодати. Озвучив их существование голосом матери, фильм помогает нам обозреть их с высоты птичьего полета.

В действительности, путь один - путь благодати. Путем естества является всё то, что находится за границей пути благодати.

Путь благодати, это путь не к Господу, а с Господом. Рождаясь, мы вступаем на путь благодати, на который, говоря устами Господа, направляет нас мать.

Сойти с пути истинного, приспособиться к пути естества требует от старшего сына, главного героя, его отец. Тем самым рождая в нём ненависть и потребность в разрушении.

Кажется, это весьма революционное представление для всей ортодоксальной христианской мысли*. Ещё наглее оно становится от масштаба охвата аудитории и маркетингового бюджета.

Средний сын, вестью о смерти которого зачинается сюжет, не так сильно подвержен разрушительному влиянию отца. Он талантлив, он созидает - играет, рисует. У мальчика, играющего эту роль, даже волосы светлые (в противовес темноволосому старшему), чтоб уж прям совсем было как на иконе.

Деспотичный отец являет собой, как и старший сын, сломанного человека - он мечтал стать музыкантом., а стал инженером самолетов (интересно, почему эта профессия)?

Прерывает дурную бесконечность разрушения смерть среднего сына. Отец осознает ошибочность прежнего пути, старший сын встречает Бога. В финале мы видим семью старшего - мать передает сыновей в руки их жен, таким образом сохраняя благодать в семье, сохраняя Древо жизни. 

 
Таким образом, смерть среднего сына сохраняет жизнь семье, Древу жизни. 
 
Старший сын становится архитектором. Вы помните, как он стоит окруженный отражающими небеса небоскребами - вкупе с медитативными картинами Земли и её природы, это говорит нам о живом божественном, созидательном начале в этом человеке (которую, впрочем, мы видим и слышим с самого начала фильма).
 
В финале картина прямо говорит о грядущем Апокалипсисе, который, впрочем, не является смертью, концом мира. Это лишь один из его этапов - недаром в фильме два заката и два восхода, всё эти вулканы, волны и вообще историческое созерцание Земли из Космоса и из клетки.
 

Впечатление.

Главное впечатление о фильме - игра мальчика, старшего сына. Она совершенно, удивительно точна. Отчасти, разумеется, заслуга принадлежит режиссеру. Но лишь отчасти, потому средний ребенок, который ангел, играет не так впечатляюще искренно. Какая ужасная несправедливость, что Лучшую мужскую не дают детям. Именно имя этого мальчика первым должно звучать в титрах, а не Бреда Питта. Который, безусловно, тоже молодец, что такими серьезными фильмами занимается в отличие от своей супруги.
 

Эстетически фильм, конечно, прекрасен. В этом смысла лично я остался неудовлетворен вот чем. 

Во-первых, динозаврами (избавьте от комментариев). Во-вторых, реконструкцией жизни клеток - чисто эстетически это нечеловеческое знание, от нас этот мир должен быть сокрыт, поэтому конкретно я не испытал катарсиса от его созерцания.

В-третьих, финал. Финал получился совершенно бутафорским (а зачем там две мумии, кто-нибудь мне может объяснить?). Я понимаю, что такой финал был попыткой перенести холст иконы на кинопленку. И с этой задачей, как я считаю, режиссер не справился. Возможно, я слышал такое мнение, что подобные сцены нужно смотреть в измененом состоянии сознания - тогда открывается их красота. Возможно, я не смогу войти в такое состояние, за что стыд мне и срам. Я испытывал лишь неловкость, тем более, что большая часть фильма мне очень понравилась.

Несмотря на довольно явные, как потом кажется, намеки режиссера, а иногда и вовсе открытые пояснения - фильм оказался сложен для восприятия. Я впервые в жизни наблюдал, как люди покидают зал во время показа картины. В общем, я насчитал, ушло человек 10.

Конечно, я считаю, что фильм стоит посмотреть. Авторское кино в Америке, тем более такое масштабное, на фоне общих потоков сугубо коммерческого дерьма кажется большой редкостью. 
 
В общем, смотреть, , видеть, слышать, думать, и ещё раз смотреть.

*Хотя, пожалуй, подобные сентенции есть в Войне и мире - молитва матери сохраняет жизнь Николаю, отец же на собрании дворян закладывает Петю на верную смерть. 

 





Смотрите также:

No related posts.