ЕГЭ

Вот тут спорят, что лучше - прежняя система сдачи экзаменов или новая ЕГЭ? А мне кажется спор бессмысленный. В современных условиях ни та, ни другая система работать НЕ БУДУТ. Если мы хотим чтобы наши дети выросли образованными людьми с широкими взглядами и самостоятельно мысляшие, то прежняя система была лучше. Если мы хотим, чтобы дети имели углубленные знания в одной области и умели сдавать тесты - тогда нужен ЕГЭ. Но вопрос выбора так не стоит. Потому что ЕГЭ внедряют с другой целью. Цель ЕГЭ - это снизить коррупцию при сдаче вступительных экзаменов. И вот тут как не странно, ЕГЭ, который в теории выглядит гораздо более объективным и дающим равные права абитуриентам, своей роли не выполняет. Т.е. вроде бы хотели бороться с коррупцией, придумали правильный механизм, а он снова не работает. 

Так может быть дело совсем в другом? И при прежней системе и при новой люди, принимающие экзамены, каждый раз придумывают все новые и новые лазейки и способы нажиться, и при прежней и при новой системе результаты экзаменов подтасовываются и лишают шансы талантливых молодых людей поступить туда, куда они хотят пойти учиться. Почему же так происходит? И как это исправить?

А все очень просто. Необходимо создать системные условия, при котором институты будут заинтересованы набрать талантливых абитуриентов. Более того, сами экзаминаторы должны быть заинтересованы в объективности этих экзаменов. И тогда все само собой организуется. Просто? Нет, совсем не просто. Почему сейчас все по другому? 

А вот тут и кроется ответ. Институтам плевать на то, каких абитуриентов они набирают. Лишь бы набрать их побольше. Государственные ВУЗ получат больше финансирования, частные ВУЗ заключат больше контракторов. На данные момент ВУЗы практически не конкурирует за абитуриентов. Точнее они конкурируют за количественно, но не за качество абитуриентов. Почему это происходит? 

В нашей стране, где такая высокая коррупция и высока монополизация рынка - человеческий капитал для компаний не является аргументов в конкрурентной борьбе. Поэтому ВУЗам все равно каких студентов они учат, все равно каких специалистов выпустят. Конкуренции между ВУЗами на этом рынке нет. В условиях отрицательной селекции, коррупции, повального кумовства, монополий на всех рынках и высоких административных барьеров, компании между собой не борятся за лучшие человеческие ресурсы, не стимулируют ВУЗы к конкуренции между собой. ВУЗы пекутся о своей репутации только со стороны абитурентов, а не со стороны предприятий.

А это значит что у ВУЗов нет никаких стимулов наводить порядок при отборе абитурентов. А это значит что ни та, ни другая система работать не будут. Это напоминает ситуацию с инновациями в нашей стране. До тех пор, пока инновации не станут аргументов в борьбе за покупателя, инновации не будут востребованы. Сейчас компании воют не за покупателя, не за клиента, а против конкурентов. И в этой войне важны не инновации, или человеческий капитал, а важны связи в администрации и в правительстве.

Пока не будут созданы системные предпосылки для конкуренции в нашей стране, никакой ЕГЭ наше образование не спасет.

Будучи школьником, а потом абитуриентом, я застал еще старую систему оценку знаний. Я поступал в институт на общих основаниях, не пользовался никаких привилегиями, блатом, взятками. И меня завалили на вступительных экзаменах. Позже, когда я все-таки, отучившись правда некоторое время на другом факультете, попал в ту группу куда хотел попасть и стал там одним из лучших студентов, я узнал, что больше половины моих сокурсников попала в нашу группу как раз по блату или за деньги. 

Поэтому я не могу сказать, что прежняя система менее коррупционная чем ЕГЭ. Да, считаю, что прежняя система давала больше знаний и школьники учились именно самостоятельно мыслить (нынешней власти такие люди не нужны), а не учатся решать кроссворды, как выразился один из блоггеров на сайте Эха Москвы. Но говорить об этом, спорить, думать какая модель лучше подходит нашей стране, а какая нет - можно будет только тогда, когда в нашей стране начнут наконец бороться с коррупцией на системном, государственном уровне. Но это уже тема для другого поста...


Смотрите также:

No related posts.