Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 6

Продолжаем, работу и переходим к обсуждению доклада Б.В. Сазонова. Думаю, что если я буду действовать теми же темпами, то одного года на рефлексию мне не хватит. Посему далее постараюсь избегать погружения в детали оставляя только ключевые моменты.

Далее последовало выступление Бориса Васильевича, с последовавшей дискуссией, инициатором которой был Петр Георгиевич. Предмет дискуссии был следующим – Борис Васильевич сообщил, что статус онтологии в работе ММК был предельно инструментальный, она использовалась для задания общего пространства на играх. На вопрос же о том, была ли собственно онтология у ММК, последовал ответ, что онтологии у ММК не было, была методология, а против всякого «онтологизма» кружковцы боролись, выжигая его каленым железом. Рамкой для работы ММК всегда были мышление и деятельность, а не пресловутые «натуралистические» представления о том, «как устроен мир на самом деле».
ПГ, если я его правильно трактую, не безосновательно задавал вопрос, суть которого сводилась к следующему: «…а не является ли представление, о том, что мир есть мышление и деятельность, собственно онтологическим?» следовало категорическое «Нет!». Складывается такое ощущение, что отрицая онтологию, как натуралистическую конструкцию, сам Борис Васильевич, брал ее натурально, а не функционально.
Но это мое субъективное ощущение и большого значения оно не имеет. А вот разворачивающаяся дискуссия самим фактом своим указывает на линию разлома, поскольку Б.В. категорически протестовал против онтологизма. Заход на традицию, к которой он принадлежит, с попыткой вернуть ее обратно в философию (или в онтологию), для Б.В. означал уничтожение самой идеи методологии постулирующей отсутствие объектов вне мышления и деятельности. Собственно для него онтологией является взаимосвязанная, искусственно технически созданная конструкция из представлений различных субъектов об объекте действия. Создание такой онтологии нормировано. Сама эта конструкция, как строится, так и разрушается в зависимости от деятельностной задачи. Разумеется, этот постановка фактически исключает любую временность, делая ее частным случаем реализации задачи. Соответственно и сам вопрос о бытии и мире, существенный для всякой онтологии снимается как вредный, нет ни какого мира до деятельности и вне деятельности – лозунг методолога. Онтологическая же установка, напротив, всегда взыскуем мир, в том числе и мир который эту деятельность порождает. Для меня, как для организатора игры важно было, чтобы эта растяжка прозвучала, создав таким образом дистанцию между тем, что разворачивается в серии игр и тем, на чем стоят олдскульные аксакалы. 




Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 8
  2. Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 1
  3. Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 2
  4. Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 4
  5. Ежегодная игра ШКП: Рефлексия. 2010 «Онтология. Время». Часть 7