И снова в дорогу

И снова в дорогу. Снова захотелось уехать далеко-далеко от всех проблем настоятельно требующих решения. Уехать дело не хитрое. Сели в машину да поехали.

На этот раз решили попутешествовать в сторону Владимира и Суздаля. Времени на все про все было всего два дня и накручивать километраж совсем не хотелось. Ноябрь не самый лучший месяц для путешествий по России. Убожество, нищета и разруха очень выпукло смотрятся на фоне серого неба, жухлой травы и голых деревьев. То, что летом прикрыто нарядной зеленью и декорировано небесной синью, сейчас обнажено и выставлено напоказ. Покосившиеся дома, облупившиеся панельные пятиэтажки, грязные магазинчики с амбразурами касс провожали нас своими печальными глазами все те недолгие 180 км, что нужно было преодолеть от Москвы до Владимира. На половине дороги нам даже как-то взгрустнулось, но нас спас «праздник, который всегда с тобой». А именно, мы заскочили на заправку, купили два литра натуральной Кока-Колы и с удовольствием затушили ей разгорающуюся хандру.

Всего три часа пути и мы паркуем машину на стоянке какого-то магазина. Во Владимире много машин и движение очень плотное, несмотря на будний день. Наконец-то мы можем своими глазами увидеть одни из древнейших построек сохранившиеся со времен до монгольской Руси. Постройку Золотых ворот, Успенского собора и Дмитровского собора датируют XII веком. Ворота выглядят монументально и будят воображение даже при условии, что на сегодняшний день они на три метра ниже, чем во времена Андрея Боголюбского и обстроены круглыми несуразными башенками скрывающими контрфорсы. По центральной улице города попадаем на Соборную площадь. И вот они Дмитровский и Успенский соборы. Пишут, что в строительстве и внешнем оформлении этих храмов принимали участие германские и итальянские архитекторы и мастера. Может быть, дело давнее и темное. Но вот что удивительно, Русь к моменту строительства этих храмов сравнительно недавно приняла крещение. Еще сильны были языческие культы. Так почему в декоре храмов так много растительных и животных мотивов и так мало христианской символики? Зачем в стране только-только отходящей от языческих традиций славить мать природу на стенах главных христианских святынь? И еще, оба храма во Владимире, как и церковь Покрова на Нерли в Боголюбово декорированы медальонами с женскими ликами. Кто эти женщины, что символизируют их изображения, почему было важно расположить на фасадах именно их? История это умалчивает. Современные историки и искусствоведы приводят путанные и мудреные объяснения, настолько заумные, что объяснения эти не выглядят правдой.

К сожалению, световой день в ноябре короткий, а нам еще очень хотелось посмотреть церковь Покрова на Нерли. Поэтому про экскурсии по Владимиру и про более поздние памятники пришлось забыть. Это осталось до будущих встреч с городом. Мы вернулись к машине и двинули в сторону Боголюбова. Указателей в городе практически нет. Наверное, это было бы слишком просто и не спортивно, если бы висела табличка, сообщающая, что до Боголюбово столько-то километров. А так мы еще раз поупражняли интуицию и чувство географического направления. Если кто решит повторить наш маршрут без навигатора, то возможно им поможет, что ехать надо по указателю на Казань (наверное, никаких населенных пунктов до Казани на этой дороге не предполагается). Надо сказать, что против моих опасений все-таки успели за светло. От места где можно оставить машину до храма пешком километра полтора через красивый луг. Когда мы были на середине пути, в Боголюбском монастыре начали звонить к вечерней службе. Это было так торжественно красиво, что даже можно было разглядеть, как этот звон покрывает землю до горизонта вместе с розовыми сумерками и прядями тумана. Обратно возвращались уже в темноте. Экскурсионную программу на этот день можно было посчитать завершенной. Нас ждала гостиница в Суздале.

Гостиница-то ждала, но в Суздаль еще нужно попасть. И снова темная трасса без разметки и указателей. Снова интуитивный выбор направления, объездная дорога Владимира и указатель на город Иваново. Нам не нужно в Иваново, нам нужно в Суздаль. Суздаль не написано, и я проскакиваю поворот. Вскоре убеждаюсь, что никакого другого поворота не будет. Вторая попытка. Едем на Иваново. Двух полосная дорога без обочины, никаких перекрестков. Слева поле и справа поле. Темнота «глаз коли». Километров через восемь появляется указатель - « Суздаль 25 км». Это, наверное, приз для сообразительных и смелых, все-таки решившихся на поворот в сторону Иваново. Еще минут 40 блужданий и о чудо, мы на месте!!! Теплый частный дом. Красивый интерьер, беседка с мангалом в саду. Ну просто чудо как хорошо!

На следующее утро, оставив машину во дворе наших гостеприимных хозяев, мы пошли осматривать окрестности. Суздаль на меня произвел впечатление тягостное. Кривые улицы, застроенные частными домами, как говорится, кто во что горазд. Покосившиеся заборы. На центральной улице на многих домах в аварийном состоянии вывеска о продаже. Запустение. Не буду рассказывать о памятниках и истории. Кто знает, тому не нужно, а кто не знает, то информации просто тьма. Расскажу только о двух вещах произведших на меня особенно яркое впечатление. Первое это усыпальница князя Пожарского. Если кто не в курсе, вот уже несколько лет главный осенний праздник революции 7-ое ноября отменен. Вместо него мы празднуем теперь 4-ое ноября, день в который князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин вместе с бойцами народного ополчения штурмом взяли Китай-Город в Москве и прогнали оттуда поляков в 1612 году. День этот праздновался с 1649 года по 1917, что не удивительно. Ведь именно с момента изгнания поляков к власти в России пришла династия Романовых. И уж кому как не Романовым быть благодарными людям, посадившим их на престол. Но так или иначе родовая усыпальница Пожарских находится в Суздале в Спасо-Евфимиевом монастыре. На месте захоронения князя Дмитрия Пожарского в 1885 году был сооружен мраморный мавзолей на деньги собранные по всей Владимирской области. В 1933 году «благодарные потомки» сравняли мавзолей с землей. И вот недавно праздник решили оживить. Я так думаю, что единственная причина, по которой вспомнили о смутном времени, поляках и начале правления Романовых была та, что четвертое ноября самый близкий по календарю к седьмому ноября праздник. А праздновать в ноябре все уже привыкли, и совсем отменить этот день не получилось бы. И вышло как в анекдоте, празднуем память героя, чью могилу разрушили своими руками. Вопрос политический. Посему мраморный мавзолей восстановлен в течение всего полутора лет. Монастырь парадно отреставрирован и превращен в музейный центр. Все вылизано и вычищено до блеска. Как хорошо сказала пожилая дама, продавец книжного магазина –«Мы отреставрировали даже то, чего вообще никогда не было!». На фоне всего этого блеска забавно смотрится объявление на закрытом туалете. Она гласит – «Туалет закрыт на реставрацию». О!!! И вообще, что во Владимире, что в Суздале очень чувствуется, насколько далеки мы от древнего Рима. Поскольку в древнем Риме канализация была, а в современных российских городах ее нет даже в крупных исторических музеях.

Посмотреть Суздаль целиком нам не удалось. Слишком мало времени. Хочется вернуться сюда еще раз. Но теперь либо в снежную зиму, когда вся мерзость запустения скроется за сугробами, либо в празднично пряничное лето. Да, наверное, не зря наши древние предки украшали свои храмы растительными декорами. Что же еще как не мать природа стыдливо прикроет безалаберность и несостоятельность.


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. И снова о кирпичах, и снова о босяках
  2. Пора в дорогу, старина, трубит рассвет!
  3. Пора в дорогу старина – трубит рассвет!
  4. Хех… или снова про судьбу…
  5. снова рефлексии, уже однозначнее