Инновации

 Инновационный путь развития экономики на данный момент это единственный путь для любой страны мира, которая не хочет прозябать на окраине мировых процессов. Мировой бизнес, крупный капитал оказывает давление на политическое руководство стран с целью уменьшения экономических барьеров между странами, ослабление протекционистских мер в каждой стране. Все это называется глобализацией и ведет к созданию открытых рынков и формированию единого планетарного рынка товаров и услуг.

Современные информационные технологии формируют единое информационное пространство, стирают культурные и национальные границы между странами, новые транспортные технологии уменьшают расстояния, а поп-культура создает универсальные личностные ценности для целых поколений людей во всем мире. Отдельные страны уже не в состоянии противостоять процессам глобализации и вынуждены объединяться в региональные объединения и союзы для защиты своих интересов. Но даже в этом случае они вынуждены открывать хотя бы частично свои рынки.

Но вместе с тем, членство в едином экономическом сообществе бывает выгодным для стран в плане получения доступа к современным технологиям и финансовым ресурсам. Участие в глобальной экономике открывает стране новые рынки, при этом увеличивая риски для производителей внутри страны. В условиях глобализации и открытых рынков каждый производитель вынужден конкурировать не только со своими региональными конкурентами, но и с производителями со всего мира.

Часто эту конкурентную войну выиграть невозможно в силу ряда причин. Например, у крупных игроков рынка гораздо больше финансовых возможностей для ведения конкурентной борьбы, а также значительно больший опыт в маркетинге. Ряд стран имеют выгодное территориальное положение, другие страны имеют лучший климат, кто-то имеет больше трудовых ресурсов, а кто-то лучше обеспечен полезными ископаемыми.

Все это ведет к возникновению страновой специализации. Россия оказалась в ловушке своих природных богатств, которые формируют на данный момент ее специализацию на мировом рынке как основного поставщика энергоресурсов. Плохо ли это или хорошо?

Избыток денежных средств вызванных высокими ценами на энергоносители не идет на инвестиции в высокотехнологичные производства. Наоборот эти деньги либо выводят из страны, либо вкладываются только в сырьевые сектора экономики. Таким образом, экономика России перестает создавать добавочную стоимость. Избыток средств ведет к увеличению денежной массы без прибавки ВВП в натуральном выражении. Цены растут, инфляция остается на высоком уровне, зависимость от импорта увеличивается. Целые отрасли экономики вымирают и на возрождение этих отраслей могут потребовать десятилетия и колоссальные денежные средства.  Финансовые потоки направляются туда, где рентабельность максимальна и гарантирует быстрый возврат вложенных средств. Высокотехнологичные производства требуют больших капиталовложений, но не гарантируют быстрого возврата денежных средств, потому что таким производствам приходится конкурировать с крупнейшими мировыми лидерами в своей сфере. Деньги в такие производства практически не направляются. Население России оказывается заложником сложившейся ситуации. Рабочих мест создается мало, высококвалифицированные специалисты оказываются невостребованными, социальные лифты в обществе не работают, происходит социальное расслоение, которое может в скором будущем обернуться настоящей катастрофой, социальной трагедией, привести страну в полный упадок и к деградации.

Поэтому сейчас как никогда раньше вопрос инновационного развития экономики жизненно важен для нашей страны. Это вопрос её будущего, вопрос ее независимости и самостоятельности.  Как же сделать так, чтобы деньги вкладывались не в развития сырьевого сектора, чтобы деньги не уводились из страны, а Россия стала привлекательным объектом для инвестиций и для жизни ее граждан?

Я бы выделил три основныхпроблемы, мешающих инновационному развитию нашей страны:

- низкая инвестиционная привлекательность страны;

- сверхвысокая рентабельность сырьевого сектора;

- низкий уровень конкуренции между производителями и продавцами внутри страны.

 Все эти проблемы взаимосвязаны между собой. Низкий уровень конкуренции между производителями внутри страны вызван большими административными барьерами, препятствующими выход на рынок новых участников,наличием большого количества монополий как национальных, так и региональных.Часть из этих монополий естественна и необходима государству для обеспечения национальной безопасности,но большинство из них искусственны и поддерживаются за счет заинтересованных местных чиновников. Монополиям не нужны инновации, потому что не инновации позволяют им оставаться монополистами. Гораздо проще и дешевле вложить деньги в создание административных барьеров для конкурентов, чем вкладывать средства в новыевысокотехнологичные производства, в создание конкурентоспособного товара. Во всем мире инновации служат средством, помогающим побеждать в конкурентной борьбы. Во всем мире компании вынуждены под давлением общества соблюдать законы и беспокоиться о своей репутационной чистоте. В нашей стране общество относится относительно терпимо к компаниям, которые используют административный ресурс в своей деятельности. Уровень административных барьеров для ведения бизнеса в нашей стране непомерно высоко. Можно вспомнить примеры других стран, где успешно решается данная проблема. Например, в Таиланде бизнес не облагается никакими налогами, если в компании работает менее пяти человек. Любой иностранец может вложить в страну деньги и открыть там свою компанию, но в этой компании обязательность должны работать местные жители и 51% компании должен принадлежать тайцами. В Марокко резко ограничены возможности для создания монополий. Законодательство в области предпринимательство устроено таким образом, что каждый человек может открыть только одно свое частное дело. Например, стоматолог может открыть только один свой частный стоматологический кабинет. Таким образом, каждый стоматолог в стране открывает свою частную клинику. Создается конкуренция. Возможно, это крайний случай, но в этих странах созданы все условия для мелкого бизнеса и высокой конкуренции. Благоприятные условия для ведения мелкого бизнеса созданы в странах Европейского Союза и Америке. В нашей стране доля мелкого и среднего бизнеса в ВВП страны по-прежнему крайне мала. Спрос на инновации создается искусственно сверху, создается государством. В то время, как во всем мире инновации – это результат конкурентной борьба за клиента, и спрос на инновации создается снизу. Все инновационные инициативы государства отторгаются экономикой ввиду высокой коррупции во власти и отсутствием потребности в обществе. Уменьшение административных барьеров, упрощение законодательства, уменьшение числа чиновников и согласовывающих органов, значительные налоговые льготы для малого бизнеса – вот в каком направлении должно двигаться наше государство, если оно хочет инноваций.

В России уровень рентабельности сырьевого сектора экономики значительно превышает рентабельность других секторов. Такой дисбаланс в экономике губителен для страны. Инвесторы направляю свои деньги туда, где можно быстро вернуть инвестиции и получить сверхприбыли. В результате добывающая промышленность получает львиную долю всех инвестиций, обескровливая все остальные сектора. Такое положение дел устраивает правящую элиту, которая не заинтересована в развитии страны, а заинтересована только в быстром заработке с последующим выводом капитала зарубеж. Голландская болезнь убивает экономику России. Необходимо с этим бороться, облагая добычу ресурсов значительными налогами, уменьшая рентабельность этого бизнеса до средней рентабельности бизнеса в России. Необходимо сделать обрабатывающую промышленность более рентабельной, чем добывающую, научиться снова создавать добавочную стоимость товара.

Инвестиционная привлекательность России на мировом рынке крайне низка, несмотря на все заявления властей.  Инвесторы не торопятся вкладывать в Россию, не имея гарантий на защиту своих интересов. Бесправие миноритарных акционеров, коррумпированность правоохранительных органов, высокие политические риски, искусственный курс рубля, популистские поступки власти, непоследовательность первых лиц страны, отсутствие ясных стратегических целей у страны – все это мешает инвесторам вкладывать в нашу страну, выбирающимКитай, Бразилию или Индию в качестве объекта инвестирования.  Если инвесторы и вкладывают деньги в нашу страну, то только предварительно заручившись гарантиями на самом высоком уровне и преимущественно в добывающие сектора экономики. Инвесторы рассматривают нашу страну как огромный рынок сбыта для своих товаров, но не рассматривают ее как место, где можно эти товары производить.

Правительство создает все новые и новые комиссии, агентства и корпорации, которые призваны улучшить инвестиционный климат в стране, но все они не работают и не приносят плодов.

Инвестиционный потенциал страны не используется. Пример тому, наши дороги. Дороги – это элемент инфраструктуры, которые в условиях огромной территории нашей страны могут быть одним из факторов инвестиционной привлекательности страны. На деле наши дороги служат напротив, тормозом в развитии экономики. Количество вновь возводимых дорог в стране для такой большой территории крайне мало, ничтожно. Существующие дороги стремительно приходят в упадок. На их ремонте разворовываются огромные денежные средства. Плохие дороги приводят к временным потерям компаний, высоким транспортным издержками, что в свою очередь бьет по рентабельности предприятий и их конкурентоспособности. Не используется туристический потенциал нашей страны. Не используются также уникальные климатические условия, людской и интеллектуальный потенциалы.Подход к ресурсами страны потребительский, нацелен на получение прибыли здесь и сейчас. При таком подходе руководства страны крайне сложно ожидать от инвесторов долгосрочных инвестиций.

На мой взгляд, все эти проблемы имеют общий источник – коррупция в верхних эшелонах власти и также безмерная терпимость российского народа. С молчаливого согласия российского общества в стране создана система управления государством, построенная на принципах отрицательной селекции. В отсутствии реальной политической конкуренции и псевдодемократических выбороввласть не имеет обратной связи.

Только после разрешения политических противоречий в нашем обществе возможен переходк созданию инновационной экономики. До тех пор пока не будет нанесен серьезный удар по коррупции в нашей стране, ни одно благое начинание нашей власти (как то локальная сборка автомобилей иностранного производства,наукоград «Сколково», госкорпорация «РосНано» и Российская Венчурная Компания,  и пр.) не увенчается успехом.

Шаги, которые необходимо предпринять для перевода экономики на инновационный путь развития после решения политических проблем, очевидны:

-     развитие инфраструктуры (строительство платных автомагистралей, уменьшение платы и за подключение и упрощению процедуры подключения к коммуникациям при строительстве новых предприятий);

-     установление высоких экспортных пошлин на сырье и снижение до минимума экспортных пошлин на товар, содержащий высокий уровень добавленной стоимости;

-     высокие импортные пошлины на товары, привезенные из Китая;

-     закрытие убыточных, неконкурентно способных предприятий (АвтоВАЗ), перепрофилирование таких предприятий;

-     создание бизнес-инкубаторов по образу и подобию Массачусетского Технологического Университета и Силиконовой долины;

-     создание венчурных фондов;

-     создание банка новых инновационных проектов;

-     стимулирование инвестиций в техническое перевооружение, в том числе путем уменьшения сроков амортизации;

-     покупка на государственные деньги лицензий и ноу-хау за рубежом, с целью последующей продажи на территории страны по льготным ценам;

-     создание налоговых льгот для предприятий, использующих инновации и передовые разработки;

-     выделение в экономике точек роста и отраслей, которые могут стать ее локомотивов, для последующего целенаправленного инвестирования в данные сектора.

Системный подход в переводе экономики России на рельсы инноваций – это не централизованное внедрение инноваций, а созданий условий для инноваций, создание спроса на инновации в обществе и бизнесе. 

У России огромный инвестиционный потенциал. Я верю, что в условиях, когда в обществе будет создана нетерпимость к любому проявлению коррупции и будут созданы условия для свободной конкуренции, высокая изобретательность русского народа приведет к созданию новой инновационной экономики России.


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Эти инновации зависят от каждого из нас или обезвоживание Краснокамска
  2. Насколько значима для России АСИ
  3. Насколько значима для России АСИ
  4. ЕГЭ