Источник автоматизации.

Мода на автоматизацию бизнеса не прекращается уже несколько лет. Автоматизацию внедряют везде, где можно и где нельзя. Если раньше под автоматизацией понимали внедрение новых станков и машин, то сейчас это уже никому не интересно. Автоматизируют процессы. Бухгалтерия, склад, кадры, АХД - все, где раньше справлялись с амбарной книгой, сейчас требует многомиллионных инвестиций на автоматизацию. Давайте разберемся, откуда вдруг взялась потребность в такой автоматизации, и какую пользу ее реализация может принести предприятию.

Уже в 60-е годы 20 века в развитых странах существовали цеха и целые заводы, инженерный персонал которых состоял не более чем из десятка работников, подавляющую часть ручного труда там заменили машины. Когда в непосредственно производственном процессе осталось мало места для устранения человеческого фактора, уменьшающего производительность, этот фактор стали изживать и в поддерживающих основную областях деятельности. Автоматизация просачивалась постепенно. Безо всяких революций вымирали целые профессии, труд которых был более не востребован, например, курьеры и машинистки.

Нельзя сказать, что устройство производства достигло совершенства. Просто оно перестало быть слабым звеном. Естественным путем эволюция предприятий проходит подобно эволюции организмов: каждый ищет конкурентное преимущество. Когда кто-нибудь вырывается вперед, остальным остается приспособиться, найти свое преимущество и развить его, или умереть. Поместив несколько колоний разноцветных бактерий в чашку Петри, через некоторое время мы можем видеть, как какая-нибудь одна окрашивает ее в свой цвет. Обратив взгляд на рынок товаров и услуг мы видим богатство, обращенное потребителю. Трагедия противоборства индивидуумов в борьбе за результат скрыта от наших глаз.

Сегодняшняя автоматизация редко рождается как средство выживания. Скорее, это свидетельство амбиций. У бизнеса дела идут неплохо. Есть свободные средства. Но хочется большего. В минувшие столетия кто-нибудь пошел бы за удачей в церковь, или купил амулет торговли у колдуна. А сейчас мы живем в век Deus ex Machina.

Ни поп, ни колдун не стали бы разубеждать клиента в положительном влиянии своих услуг на бизнес. Не делают этого и системные интеграторы. Соблазнительно выглядит перспектива поставить в холодной комнате железный ящик, и, после произнесения магических слов "оптимизация бизнес-процессов", "система планирования ресурсов предприятия", "единый центр учета и контроля" и им подобных, подставить руки под денежный водопад, низвергающийся с небес.

Но руководитель осторожен и мало верит на слово, когда речь заходит об оплате. Тогда звучит заклинание "лучшие практики". Допустим, наш герой - директор ткацкой фабрики. К нему обратились с предложением увеличить производительность за счет установки современного доильного аппарата. Также был предложен пример владельца фермы, который установил такой аппарат и получил прибыль. Наш ткач - скептик. Он заказал отдельное исследование, которое подтвердило, что увеличение прибыли ферме дал именно доильный аппарат. Контракт заключен. Аппарат привозят в цех, демонтируют половину ткацких станков и благополучно устанавливают. Допустим, что нашему герою повезло, и ему случайно попались квалифицированные установщики. В жизни такое бывает исключительно редко: считается, что если клиент заказал услугу на стороне, то сам в ней плохо разбирается, проконтролировать процесс выполнения не может, и на его качестве можно сэкономить. Доильный аппарат установлен, а прибыли производства почему-то упали. Далее действие может развиваться по 3 сценариям:
1) С исполнителем работ заключается договор на сопровождение оборудования и разработке сценария действий на переходный период;
2) Исполнитель работ отсылается на фиг, и владелец производства живет с тем, что ему наавтоматизировали;
3) Исполнитель изгоняется, и владелец производства пытается вернуть как было.

А еще, бывает что во всех бедах винят так называемую "кусочную автоматизацию", утверждая, что настоящий эффект можно получить только от синергетического эффекта комплексной автоматизации. И, следуя лучшим практикам, на последние деньги владелец ткацкой фабрики покупает бульдозер и строит во дворе домну.

Выше я описал типичный сценарий внедрения автоматизированной системы. Попробуем сформулировать, что нужно сделать, чтобы избежать описанных проблем.
1) Требуется определить сферу автоматизации. Нужно выделить в имеющемся производстве некий процесс (для чего, кстати, совсем не обязательно прибегать к модным методикам описания бизнес-процессов), определить его входы и выходы, и контролировать, что в ходе автоматизации они останутся на месте.
2) Требуется описать метод автоматизации. Нужно, чтобы заинтересованные сотрудники представляли, что будет делаться на производстве, и могли высказать свои замечания.
3) Требуется провести сценарное моделирование. Нужно проверить, что избранное средство автоматизации концептуально способно функционировать, как заявлено.
4) Требуется закрепить требования, сформированные в результате предыдущих шагов, договорными обязательствами.

Нужно помнить, чт источником автоматизации является производственная необходимость, и производство - не игра в рулетку. Если нет четкого представления, как повлияет автоматизация на процесс производства в целом, лучше от нее отказаться. Помните, что если вы не в силах контролировать процесс производства работ, вам почти наверняка подсунут халтуру. И даже если работы выполнены качественно, кардинальное изменение некоего важного процесса будет равносильно установке реактивного двигателя на фанерный биплан: лететь будет быстро, но не далеко.











Смотрите также:

No related posts.