Хеврон

Хеврон

Нашей общине предложили экскурсию в Хеврон. Есть такая амута (некоммерческая организация), которая субсидирует экскурсии в Иудею и Самарию. В августе ездили в Самарию. Мы отправили Витю, сами не поехали - как выяснилось, зря! А в прошлый четверг была вечерне-ночная экскурсия в Хеврон с посещением пещеры Махпела (пещера, где захоронены еврейские праотцы - Авраам, Ицхак, Яаков и их жены). Почему ночная? Потому что перед праздником Рош а-Шана ночью полагается читать слихот - молитвы раскаяния.

Выехали в 17.15. Без приключений доехали до Рош-Аина, где пересели в бронированный автобус. И тут случилось несчастье. С нами поехала пожилая религиозная пара, и они как на грех решили постоять, в то время как автобус резко затормозил. Мужчина удержался, а женщина упала и потеряла сознание. Хорошо, что наш рав - врач. Он быстро сориентировался, усадил ее на место и вызвал скорую. Она постепенно пришла в себя, но все равно ей было как-то нехорошо, а скорая никак не приезжала. Мы ждали-ждали, и когда оказалось, что скорая уже в пути, пожилых супругов посадили в машину с ближайшего армейского поста и поехали навстречу скорой (увезли в больницу в Ашкелоне; у женщины оказался компрессионный перелом позвонка).

Это нас несколько задержало, и в Кирьят-Арбу мы въехали почти в десять вечера. Кирьят-Арба - это еврейское поселение возле арабского Хеврона. Там живет 7 тыс. человек, а в Хевроне - 160 тысяч... Есть один мидраш, гласящий, что когда евреи вернутся на свою землю, по крайней мере 3 места у них никто не будет оспаривать, потому что они описаны в Торе: пещера Махпела возле Хеврона, которую Авраам купил за 400 шекелей серебра, могила Йосефа в Шхеме и Храмовая гора в Иерусалиме. Увы, со всеми этими местами у евреев сейчас проблемы. Про могилу Йосефа я вообще не говорю: Шхем - арабский, к могиле пропускают только по специальному разрешению, не так давно там убили молодого хасида. На Храмовую гору евреев пускают "по записи", причем им категорически запрещено брать с собой молитвенники и даже просто молиться там, за этим бдительно следят представители полиции Иордании (это называется "статус кво", хотя арабы на Храмовой горе молятся каждую пятницу совершенно спокойно). Хеврон арабский, как и Шхем, но в пещеру Махпела евреев пускают. Правда, не всюду: часть помещений отдана под молитвы арабам. Несколько дней в году вся пещера открыта только для евреев, несколько дней - только для арабов. Самое пикантное, что собственно пещеры почти никто не видел: комплекс, куда допускают посетителей, находится над пещерой. Наш милейший экскурсовод Ицик рассказал нам, что было предпринято несколько попыток найти саму пещеру, и две из них были более-менее удачными: удалось обнаружить ее точное местоположение и даже извлечь оттуда пару археологических редкостей. Дальше этого дело не пошло: наше государство так заискивает перед арабами, что ни о каких раскопках на территории пещеры не может быть и речи...

В общем, то, что называется сейчас пещерой Махпела - это целый многоэтажный комплекс. Энергетика внутри просто сногсшибательная, ни в одном месте в Израиле я не испытывала ничего подобного. Мне довелось там пережить некий мистический опыт, рассказывать о котором на блоге не стоит. Ниже фотографии пещеры. К сожалению, моя мыльница ночью снимает неважно...

Хеврон Экскурсии в хеврон Хеврон в этом городе не уснуть Хеврон Экскурсии в хеврон

После пещеры мы отправились на прогулку по ночному Хеврону. Но исключительно по еврейскому кварталу, где живет порядка 800 человек. После погрома 1929 г. евреи долго не жили в Хероне. Собственно, до 1967 г. он был всецело арабским. В 1967 г. Хеврон взял один-единственный человек - главный раввин ЦАХАЛа. Он вырвался вперед и въехал в город, когда регулярные части были еще далеко. Арабы с ужасом ждали прихода наших войск, на всех домах висели белые флаги: они понимали, что после художеств 1929 года евреи их по головке не погладят. Так что раввин не просто успешно въехал в город, но и заставил подписать старейшин акт о передаче еврейских святынь во владение евреев. В общем, арабы были готовы отдаться на милость победителей. Но еврейские власти изо всех сил старались умилостивить их и международное сообщество (чего арабы так и не поняли) и запрещали (!!) евреям селиться в Хевроне. Все изменилось в конце 70-х. Сейчас второй час ночи, но подростки спокойно гуляют по кварталу, во дворах лежат велосипеды... В одном доме открыта своеобразная кухня: солдаты, которых здесь немало, могут тут перекусить. На стене другого дома изображение коляски - это памятник маленькой девочке, погибшей в теракте. Мы также побывали в синагоге Авраама, которую восстановили по инициативе репатрианта из СССР, новосибирского физика, в конце 70-х годов. Синагога была разрушена, на ее месте располагался арабский загон для скота. Хозяин загона прогнал физика: чего ты хочешь, я плачу за аренду вашим же властям! Но физик оказался настойчивым, и уговорил араба пойти для выяснения вопроса в Кирьят-Арбу. В Кирьят-Арбе араба побили. На следующий день к физику с угрозами пришло несколько арабов. Тогда он спросил: "Что бы вы сделали, если бы кто-нибудь разрушил мечеть, а на ее месте устроил загон для скота? Убили бы, верно?" - "Конечно", - отвечали арабы. - "Ну вот, видите, - сказал физик, - а вашего друга не убили, только побили. Потому что он это сделал, не подумав. То есть его простили". Арабы признали справедливость этих слов, и восстановление синагоги началось. Кстати, другую синагогу в этом районе еврейские власти разрушали более 30-ти раз. Но поняли, что бесполезно, - и примирились...

Хеврон в этом городе не уснуть Хеврон Шмулик мушник хеврон Автобус 160 Иерусалим хеврон Экскурсии в хеврон

Еще мы побывали в совершенно замечательном доме под названием "Бейт-Адасса". Именно с него вновь началось еврейское заселение Хеврона. Под покровом ночи сюда проникла большая группа женщин и детей и отказалась уходить. Еврейские власти отказались пустить к ним мужей, и женщины с детьми полгода (!) жили в заброшенном здании безо всяких удобств, еду им передавали... Только когда возле дома несколько евреев были застрелены арабским снайперам, наши власти в отместку разрешили евреям селить здесь. Потом дом долго пустовал, пока сюда не вселился художник Шмулик Мушник, устроивший в здании совершенно замечательный музей. Это памятник Хеврону до погрома... Один зал посвящен погрому, когда в 1929 году арабы стали резать всех евреев подряд. Мужчин, женщин, детей... И не просто резать: в зале фотографии людей с отрубленными пальцами, отрубленными руками, проколотыми почками. И это - фотографии уцелевших, а сколько погибло... Рассказывают, что во время погрома на главной площади Хеврона восседал на коне британский офицер с пистолетом: Израиль тогда находился под властью британского мандата. Англичанин видел, что происходит, но ничего не предпринимал. Тогда два брата-еврея предприняли отчаянную попытку пробраться к нему сквозь толпу. Оба были растерзаны, но один все-таки успел добежать до цели и схватиться за уздечку лошади англичанина. Тогда британский офицер выстрелил в воздух, и погром сразу прекратился...
Шмулик мушник хеврон Хеврон Экскурсии в хеврон Хеврон в этом городе не уснуть Хеврон Экскурсии в хеврон Хеврон в этом городе не уснуть Хеврон Шмулик мушник хеврон

После Хеврона мы двинули в Иерусалим. Хотели помолиться у Стены плача. Но в Иерусалиме оказалось настоящее столпотворение! Такого я не видела там никогда! Не успели мы подъехать к Старому Городу, как тут же попали в пробку. Ехавший впереди автобус с американцами из дружественной общины застрял в пробке намертво. Наш рав вовремя сориентировался, и мы смогли подъехать к Яффским воротам (хотели поближе - к Мусорным, но не получилось). И пошли к Стене. В Старом городе - толпа, работают кафе, на улицах не протолкнуться. И это почти в 2 часа ночи! Идти тяжело: много народу, лестницы, скользкие камни. Некоторые члены нашей общины вообще передвигаются с трудом, но все старались идти побыстрее, не отставать. Надо сказать, что от Яффских ворот до Стены Плача не так близко, километра полтора, наверное. И вот мы пришли на площадку, откуда видна Стена Плача. Перед Стеной - огромное море людей. Непонятно, можно ли вообще к ней пробраться. Между тем из-за всех наших задержек и пробок время уже поджимало. Более того, как мне рассказали потом, возникли большие проблемы с автобусом, на который нам надо было пересаживаться. И наш рав принял решение. Он сказал, что времени мало, и лучше мы помолимся тут: Стену прекрасно видно и отсюда. На нем лежала ответственность за группу, и он просто побоялся, что если отпустить людей к Стене, то их будет потом "не выловить", особенно старых и больных. А если вдруг что случится? И дождется ли нас автобус (мы опаздывали часа на полтора)? В общем, тогда я этого всего не знала и была возмущена до глубины души: как?! быть возле Стены Плача и не подойти к ней помолиться?!! И я совершенно антиобщественно рванула вперед. Даня рванул за мной. Мы очень быстро прошли контроль безопасности на входе и договорились встретиться под пальмами через 15 минут. Встретились даже чуть раньше и без проблем догнали группу. Надо сказать, к самой Стене мы оба пробрались без проблем: видимо, сейчас там полно туристов и людей случайных, которые у Стены долго не задерживаются, поэтому место освобождается быстро.

В Кармиэле были в шестом часу утра. Спать в автобусе было крайне неудобно, сидения не откидывались, так что я промучилась больше часа, но так и не заснула. Зато дома сразу легла и уснула как убитая. Экскурсия очень понравилась.



Смотрите также:

No related posts.