Магазин тети Риты

 
Мы приехали в экспедицию, разбили лагерь на хуторе (отдельные дома за рекой, в стороне от села) и, естественно, первый вопрос: а где здесь магазин? Далеко идти? Нам говорят: магазина нет, но есть "тетя Рита". Кто такая? У нее подпольная торговля, купить можно все, что душа пожелает, в крайнем случае заказать, привезет из города, А магазин в экспедиции, как вы понимаете, - очень важное место! Сигареты, лимонад, сладкое и прочее. Без этого жизнь в поле скучна и безрадостна.
Поставили палатки,разложили вещи и пошли смотреть, что там за "тетя Рита" такая. Стоит большой дом на отшибе, в стороне от хутора. получается так, что те, кто в хуторе за рекой не хотят жить с теми, кто в селе, а тетя Рита не хочет жить и с теми, кто в хуторе. Двойная самоизоляция, подчеркнутая индивидуальность.
"Магазин" располагался в полуподземном гараже, в котором было много машин и механизмов, картошка на полу и длинные липучки с мухами. Я, конечно, представлял себе такую прожженную торговку в фартуке, с золотыми зубами и взрывом макаронной фабрики на голове. Выходит маленькая женщина с большими голубыми глазами короткой стрижкой и ангельским голосом нам : Здравствуйте!
К тете Рите ходили не только с экспедиции и хутора, но и из села. В обед обычно стояла большая очередь, причем никто, кроме нас приезжих, не торопился. Для местных важно было не просто купить, а еще и поговорить: обсудить новости, достоинства товара, историю покупок. Можно было взять в долг, который записывался в толстую тетрадь, но тетя Рита никогда с ней не сверялась; все держалось на честном слове. приобрести необходимое можно было в любое время суток,главное, чтобы тетя Рита не уехала в город за товаром. Помню,охотники до живительной влаги посылали гонцов часа в два ночи. Рядом с забором тетиритиного двора стояло вишневое дерево и лежал кусок плиты. Местные, купив, распивали тут же. это называлось: бар "Зеленая вишня". Мы для тети Риты были "археологами"; она также считала, что мы говорим как "москвичи", только еще и "люди хорошие". Как-то сказала: "Вы там Путину передайте, что мы здесь за Россию!". Тете Рите важно было дружить с нами, с приезжими, иностранцами, это повышало ее статус в глазах местных жителей.
Магазин тети Риты - пример некапиталистической, или моральной экономики. Здесь ценностью признавалась не личная выгода, а отношения между людьми. Наценка на товар была минимальной. У меня как-то кончилось дорогое лекарство и я попросил тетю Риту привезти из города, она привезла с чеком и не взяла ни копейки сверху. Но экономический эффект от предприятия, конечно был; потребности сельчан и "археологов" удовлетворялись.

В последний день, перед самым отъездом я пошел к тете Рите отдать долг и что-то купить в дорогу. "Уезжаем...". Она грустно сказала "Очень жалко... Вот вы когда были, мне с вами и работать веселее".

P.S. А если я что-то не так написал или забыл, так вы меня, пожалуйста, поправьте, вы ведь тоже там были!







Смотрите также:

No related posts.