Мариинский. Мертвые души

Сегодня была премьера. Опера, поставленная в России впервые за последние 30 лет, под режиссурой чарующего молодого Бархатова, дирижер Гергиев, на сцене Мариинского, ну не подарок ли? Мы пошли всей толпой, т.е. я, и Жека, и его родители.
В начале все, как и ожидалось: зал полон, в программке описание актов, которое лично мне помогло спокойнее воспринять отрывочность сцен и по достоинству оценить роль Селифана, эскизы костюмов, уже, правда, мелькавшие в собаке.ру, цитаты из Гоголя и даже полное либретто Щедрина. На сцене - ОГРОМНЫЕ (вот не передавали этого фотографии) колеса брички. Во время действия они медленно откатывались, позволяя элегантно менять декорации, создавали ощущение гигантского механизма, обладающего своей волей, непосредственно влияющего на сюжет.
Каждая сцена - визит к новому помещику. Это все те же персонажи, имена которых стали нарицательными, но задравшие ногу в новое время, у них новые платья и вполне современные замашки (Манилов с женой разводят пчел, не гнушаясь походить в комбинезонах цвета хаки, Собакевич превратился в ученого председателя неважно чего, склонного обращаться к публике с кафедры, у Ноздрева дома последствия значительной тусовки-попойки). И настолько все мастерски продумано! Сейчас вспоминаю разные мелкие детали, жесты актеров, музыкальные акценты и внутренне улыбаюсь Мертвые души в мариинском Опера получилась очень зрелищной. Коробочка, начиная нервничать и не решаясь отдать возможно не по самой выгодной цене своий "товар", машинально раскладывает карты, продолжая торговаться; неожиданно вылезает весь сонм мертвых душ Собакевича; а сам он очаровательнейшим образом оседает после хвалебного рассказа о бывших работниках, когда Чичиков вскользь напоминает, что они уже "того", умерли.
Делая паузы между действиями, на фоне брички мелькают подорожные виды российской глубинки, зимние пейзажи, леса, дороги, каких-то селений, хор поет русскую песню, это и вступление, и окончание. Настраивает на определенный, лирический лад.
В антракте общее внимание привлек и тот факт, что в королевской ложе оказались Майя Плисецкая и Родион Щедрин. Овации, жена композитора встает и приветствует публику. Великолепно выглядит и держится, настоящий кумир.
Во время второго перерыва не один раз услышала, что второе действие как будто произвело большее впечатление, чем первое, но по мне так это иллюзия... Музыка, временами аккордами, раздробленность фраз с повторениями, пропеваниями на разные лады, кадрированность сюжета потребовали привыкания. Лично мне тяжелее всего далась именно музыка. Но зато за время действия мы умудрились настолько вжиться в атмосферу, что даже после выхода из театра хотелось общаться, напевая в такой же манере Мертвые души в мариинском







Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Глубины души Рыб
  2. Крик души армянина.
  3. Язык души :)