МХТ им. Чехова – «Мастер и Маргарита»

МХТ им. Чехова – «Мастер и Маргарита»
Мхт им Чехова мастер и Маргарита

МХТ им. Чехова - "Мастер и Маргарита"
   7 сентября. Премьера
  

 Режиссер и автор сценической версии романа - Янош Сас (Венгрия)
Художник - Николай Симонов
Художник по костюмам - Мари Бенедек
Художник по свету - Дамир Исмагилов
I Предисловие 

    Все-таки театр неспроста всегда считался тем философским искусством, которое помогало осмыслить жизнь и представить ее такой, какая она есть. А вкупе с гениальным романом М.А. Булгакова это образует неповторимое хитросплетение гениальной режиссуры, талантливо поставленного света, великолепной актерской игры и поражающей сценографии.

II Режиссура 

    Благодаря грамотному выбору Олега Павловича в театр для создания "МW" пришел венгерский режиссер Янош Сас. В театральном и кинематографическом мире он уже давно известен, прославив себя постановками "Ромео и Джульетты" У. Шекспира, "Мамаши Кураж " Б. Брехта, "Дяди Вани" Чехова. Теперь в список своих режиссерских достижений Янош Сас может с уверенностью добавить эту постановку.
    Действие спектакля разворачивается в концептуальной обстановке, а именно - на железнодорожных путях. Неспроста у "МW" такая эмблема - метро стало местом, где Берлиозу отрезает голову (кстати сказать, на несуществующей станции "Патриаршие пруды"), а до этого там впервые появляется Воланд со своей свитой. По рельсам Маргарита медленно идет с желтыми цветами, чтобы первый раз увидеть Мастера. В метро Маргариту находит Азазелло, для того чтобы пригласить ее на бал.
    Очень большую роль в спектакле играет видеоряд. Экраны передают сцены, которые по техническим причинам трудно изобразить в театре - летящую Маргариту, Степана Лиходеева в Ялте, Иешуа Га-Ноцри на кресте, девушек, оставшихся в одном нижнем белье, променяв свою одежду на французские платья. Также камера (а точнее, Левий Матвей) снимает  вживую и тут же передает на экраны спектакль с тех точек обзора, которые зрители увидеть не могут. Особенно удался этот прием в сцене, где Воланд в театре Варьете дает сеанс черной магии. На словах "Как, по-твоему, ведь московское население значительно изменилось?" зрители на экране могут увидеть... самих себя.
    Сцены с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом Янош Сас перенес куда-то на Сицилию, в самое сердце мафии, где Пилат - крестный отец, не иначе.

III Актерская игра

    Хочется сразу отметить, что из всего актерского состава действительно сильное впечатление производит Воланд со своей свитой. Пожалуй, Дмитрий Назаров - лучший из всех дьяволов, которых я видела в этой роли. Он не только эффектно показал Сатану, но и верно воплотил данный характер. Назаров построил свой сценический образ в глубокой связи с окружающей его свитой, состоящей из Азазелло-И. Акрачкова, Коровьева-М.Трухина (не люблю его Гамлета, но в эту роль влюбилась), Бегемота - Ф. Лаврова и Геллы-М. Зориной. Стоит отметить, что вся свита подобрана так, что они на голову ниже Назарова-Воланда. Компания вообще получилась колоритная.
    Теперь о персонажах, в честь которых назван роман.
    Мастер. Что это за персонаж? Это - талантливый человек, который написал гениальный роман, но не может и вздохнуть из-за таких вот латунских (как имя нарицательное), коих очень много и по сей день. Человек, страдавший всю жизнь. Как антитеза ему - поэт Бездомный, пишущий отвратительно и осознающий это, но зато пишущий то, что нравится Советской власти. Вероятно, М. Булгаков в Мастере изобразил самого себя - власть сделала все, чтобы перекрыть ему кислород. А крылатая фраза "Рукописи не горят"? Она появилась не просто так - ведь Михаил Афанасьевич уничтожил созданные им ранние пьесы, надеясь навсегда избавиться от них. Не получилось. "Сжечь рукописи" ему удалось, но в его сознании они так и не сгорели.
    Что же можно сказать об Анатолии Белом, исполнителе главной роли?
    Не его это роль. Не Мастер он. Нет того ощущения, от которого тебя пронизывает до самых костей. Да, он действительно много времени потратил на работу над ролью, и это видно. Но чего-то все равно не хватает.
    
    Маргарита. Очень трудно подобрать приличные слова тому безобразию, которое играло главную героиню. Кроме того, что Наташа Швец играть не умеет совершенно и не подходит по амплуа (да, Станиславский отменил систему амплуа, но актеры тем не менее все равно что-то играют лучше, что-то хуже), Маргарита - роковая женщина, уверенная в себе, страстная. Простите, но к вышеупомянутой актрисе это никак не относится. Я уж и не говорю о том, что Швец жутко шепелявит и не выговаривает "с" и "з". Надеюсь, что ее заменят на кого-то более подходящего. Как уже было кем-то подмечено, Ксения Раппопорт отлично бы сыграла Маргариту, с чем я полностью согласна.
    Так же хотелось бы отметить актерскую игру Виктора Хориняка (Бездомный), Игоря Верника (Жорж Бенгальский) и Паулину Андрееву (Фрида).

IV Заключение

    В заключение хочу сказать, что спектакль совсем свежий и необкатанный. Так как я была на премьере, то вполне вероятно, что через полгода некоторые шероховатости в игре исчезнут.    
    По поводу света - ставил его Дамир Исмагилов. Уже неоднократно замечаю, что он использует одинаковый (хотя и очень эффектный прием) - все центральные, ключевые мизансцены  строятся  на контровом освещении. Безусловно, красивое решение. Но, к сожалению, часто повторяющееся, отчего теряет бОльшую часть рассчитанного эффекта. Хотя мастер он замечательный, и во многом свет в его спектаклях заменяет декорации, так как является полноценным «действующим лицом» постановок.
    В пятницу иду на балет Vincent в музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко, надеюсь, что там будет что-то иное (да, Д. Исмагилов ставит свет, похоже, на всех спектаклях, какие идут в Москве).
    Люблю мхатовский размах. Поражает.

P.S. На премьере присутствовал сам Олег Павлович Табаков и Янош Сас, который сегодня уже покинул Москву. Худрук МХТ подарил ему на прощание бутылку водки и банки черной и красной икры ("Русский народ.." как выразился сам Олег Павлович). 
P.P.S. Рада, что встретила ребят из школы-студии. Надеюсь, Катя не против, что я взяла ее картинку, дабы показать эмблему спектакля.

Мастер и Маргарита МХАТ Чехова отзывы




















Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Стилизую Под А. П. Чехова (рабочее)