Мои «Онегины»

С того момента, когда я увидела «Евгения Онегина» в Большом театре, мне захотелось побывать на своей любимой опере и в других театрах. Тогда я была уверена, что «Онегин» непременно везде должен быть классическим, с реалистическими декорациями и костюмами в духе пушкинской эпохи.
- Я так ошибся! – захотелось сказать мне словами главного героя после «Онегина» в Новой опере. Тогда, увлеченная размахом постановок Большого, я и не думала, что на более камерной сцене всё бы обилие обстановки оперы просто бы не поместилось. Но в Новой Опере дело было не только в скромности декораций и их несменяемости, некоторые моменты и в самой постановке мне не понравились. Кроме того, вырезка всех массовых сцен с хором и мимансом тоже не пошла спектаклю на пользу.

Спустя какое-то время после Новой оперы (а попутно не переставала наслаждаться ЕО в Большом – освоение репертуара шло через раз- раз – «Онегин», другой – что-то новое, потом снова «Онегин») мной вновь овладела «охота к перемене мест» - так я пошла слушать оперу в Большой зал Консерватории. Исполнение можно было назвать концертным, т.к. большую часть сцены занимал оркестр, а для действия оставался лишь уголок. Исполнители понравились, а вот постановка нет - опять-таки из-за отсутствия размаха и массовых сцен.

Потом настал перерыв, когда я отказалась от экспериментов. Но вот, увы, мой обожаемый спектакль Бориса
Александровича Покровского выпал из репертуара Большого театра, а после появился спектакль Дмитрия Чернякова. Делать нечего, пришлось идти - уж больно соскучилась по чарующей музыке Петра Ильича, да и состав хороший. Про постановку ничего хорошего сказать не могу – жутко не понравилось, - и это ещё мягко.

Я совсем приуныла… и тут появляется «Онегин» в Музыкальном театре К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Побывала на спектакле вскоре после премьеры. Осталась разочарована - не классика, а не пойми что.

В прошлом году мы побывали на ЕО в Центре Оперного пения Галины Вишневской. Голоса там очень хорошие, постановка классическая, радующая душу консерватора, несмотря опять-таки на вырезки массовых сцен и скромные декорации.

Так же в прошлом году мы посетили сцены из оперы в Рахманиновском зале в исполнении Оперной студии Консерватории. Были рады услышать вновь любимую музыку, да и голоса были в большинстве очень приятные. И, несмотря на то, что прозвучало несколько сцен из оперы, но и костюмы были подобающие, и реквизит.

Последний на сегодняшний день увиденный «Онегин» был совсем недавно- 31 января в ГИТИСЕ в Большом Гнездниковском переулке, 10. Постановка Дмитрия Бертмана была выдержана в классическом духе. Постановка камерная, но с частично сменной обстановкой - на сцене своевременно появлялись, то кровать Татьяны, то скамья в саду, то накрытый стол на именинах, то пенёк в сцене дуэли, то стол со шкатулкой онегинских писем. В целом постановка мне понравилось, было много неожиданных, поразивших нюансов, но не все режиссерские находки оставили положительное впечатление, поэтому кратко изложу приглянувшие моменты и моменты, на мой взгляд, отрицательные.

Начнём с хорошего:
- Мы были в полном восторге от няни, когда в первой сцене она временами ловила вокруг себя комаров!
- Понравилось, что когда Татьяна слушала исповедь Онегина, то в ней то пробуждалась надежда на взаимное чувство - «То верно кроме вас одной невесты б не искал иной», то умирала – «Поверьте, совесть в том порукой, супружество нам будет мукой». Тогда я подумала, а отчего же все прежние Татьяны были пессимистически настроены изначально? Ответ отыскался на страницах романа, там сказано, что «Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его». Но этот режиссерский ход всё равно очень нравится.
- В сцене именин Татьяны можно было многое подметить: и как одна девушка с нескрываемым удивлением смотрела в сторону некого кавалера, увлёкшегося другой дамой, и как другая девушка успевает перед танцами незаметно взять баранку со стола, и как третья дама засыпает за столом и оказывается разбуженной приглашающим её на танец кавалером.

А теперь то, что показалось неуместным:
- В первой сцене, когда Ларина приглашает Ленского и Ольгу в дом, и Ленский поёт «Мы вслед за вами», Ларина делает пригласительный жест руками и с грозным и одновременно издевательским лицом в упор смотрит на Ленского, мол, сдалась мне ваша галантность!
- Ольга равнодушна к Ленскому, а когда звучит его «Я вас люблю», смотрит куда угодно, но только не на бедного поэта. Пожалуй, единственный раз, когда Ольга, наконец, серьёзно обращает на него внимание, - это уже после вызова на дуэль,- со словами «Владимир, успокойся, умоляю!»
- В сцене письма Татьяна с барским видом поёт - «Дай, няня, мне перо, бумагу, да стол придвинь, я скоро лягу» - звучит очень повелевающее, недобро.
- Не понравился образ Зарецкого – он предстаёт подвыпившим и ведёт себя слишком развязно.

А теперь хочется сказать об исполнении- оно было замечательным! Более всего была очарована няней (вот такую бы хоть сейчас в постановку к Покровскому!) и Греминым. Кроме Зарецкого, у всех остальных были хорошие голоса. Замечательная молодёжь! Теперь вот только жалею, что не купили программки, и не знаем, как их всех зовут...

А фотографии и видеозапись фрагментов последнего спектакля была осуществлена kpuctofer











Смотрите также:

No related posts.