Образ и архетип Дома!..

Образ и архетип Дома!..

Философы и культурологи, которые рассуждают о судьбе современного человечества в эпоху кризиса, большое внимание уделяют образу и архетипу Дома, считая его той идеей (образом, символом, архетипом), которая может спасти человечество. Исследователи полагают Дом одним из основных образов, архетипов, значимых для человека. Вместе с тем, на мой взгляд, это один из наиболее близких, родных, значимых, понятных для любого человека образов, сопровождающих его всю жизнь:

 

Я очень близок к тем образом

 

О Доме человек узнаёт практически с момента осознания собственной личности и в этот обобщённый образ включает множество позитивных образов, которые укрепляют личность человека. Образ Дома отражает и личность самого человека, и близкие отношения, любовь, заботу, нежность... С образом Дома у каждого человека соединяется представление о Жизни, о Любви, Родителях, Детях, Семье... Понятие и образ Дома соединяют человека с миром, потому Дом также отражает и сам мир, а вместе с тем, индивидуально-личностные качества. Дом - один из наиболее значимых архетипов (основных структур) Мироздания, и вместе с тем, эмоционально очень близкий каждому человеку образ!..

Католическая капелла, спроектированная атеистом, швейцарско-французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965):

Жанровый архетип это

 

М. Петрова в статье "Образ дома в фольклоре и мифе" считает мифологему Дома универсальной, и вневременной (атемпоральной), представленной сознательно или бессознательно во многих произведениях искусства:

"При таком понимании миф сближается с коллективным бессознательным, а мифологемы — с архетипами. Такой миф не противостоит сказке, эпосу, роману, а фундирует их, пронизывая сюжетные линии и художественные образы. В свете всего сказанного заявленную тему можно трактовать очень широко, принимая к рассмотрению образ дома не только в классических мифах — древнеиндийских, мифах античности и т.д., — но и в мифе скрытом, контекстуальном — в мифе романов Достоевского, в мифе рассказов Борхеса, в мифе фильмов Тарковского и Бергмана…".

http://anthropology.ru/ru/texts/petrova_m/aestt_23.html

М. Петрова считает образ Дома смысловым центром, вокруг которого вращаются другие образы и мифологемы. Это пластичный, динамичный образ, соединяющий Жизнь и Смерть, вместе с тем, это образ порядка, противостоящего Хаосу. Также Дом помогает обитающим в нём быть самими собой, отражает их Я.

С.В. Климова в статье "Социально-философские аспекты анализа архетипических функций дома", ставя вопрос о поиске и исследовании фундаментальных основ и предельных составляющих человеческой социальности отмечает, что таковой основой является образ Дома.

http://anthropology.ru/ru/texts/klimova/function.html

Она отмечает важную стабилизирующую функцию Дома, исцеляющую и обновляющую, а также связующую с опытом предков, рода, коллективным бессознательным. Об этом же пишут и многие другие исследователи.

 

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке (архитекторы Уоллес К. Гаррисон и группа архитекторов - Оскар Нимейер, Свен Маркелиус, сэр Говард Робертсон и др., также утверждают, что и Ле Корбюзье):

 

Archetypes homes

 

Зал Генеральной Ассамблеи ООН:

Архетипы мифологемы сказок

 

***

После завершения этапа формирования целостной теории архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека, упорядоченной вокруг архетипа Дома-Личности (представленной в трёх книгах и ряде статей), перед нашим НПЦ (научно-просветительский Центр) поставлена задача популяризации этой научной разработки. Иначе говоря, сейчас важна разработка и внедрение единой маркетинговой стратегии. Маркетинговой - если мы говорим о школах, направлениях психологии и психотерапии с точки зрения функционирования на рынке психолого-психотерапевтических услуг. Конечно, такая деятельность имеет важные педагогические, духовные аспекты, не сводимые к рыночным аналогиям, поэтому, такие понятие как "маркетинг", "бренд", "брендинг", в определённом плане можно взять в скобки. Вместе с тем, маркетинговый подход помогает выстроить единую линию развития.

Анализируя социальную ситуацию мы пришли к выводу, что важно выдвинуть на первый план и сделать максимально понятной, визуально-кинестетически осязаемой и практичной одну основную идею, развиваемую нами. Это, можно сказать, наш основной продукт. Такая идея - образ и архетип Дома. В архетипе Дома-Личности (Р.П. Еслюк, 2007, 2009, 2010) систематизированы основные представления о психо-духовной сфере человека.

 

Дома реальные и сказочные, маленькие и большие, округлые и квадратные, а Вам какой ближе всего?..

 

Лад очерки народной эстетики

 

Топоров архетип мифы

 

Образ дома в современности

 

Образ

 

Архетип дома

 

На этапе популяризации этой научной идеи, очень важно учитывать социальную, психологическую, экономическую ситуацию в Украине, России, СНГ, мире. Как я уже отмечал во многих своих постах блога, для славянского этноса важны эмоционально-этические составляющие, что отличает, к примеру, от особенностей восприятия интегрированного типа США - логико-интуитивный экстраверт. Книги по юнговскому типоведению в США расходятся очень большими тиражами, до 70 % выпускников школ проходят тестирование на основе типологии Юнга. В СНГ соционика и её более научно обоснованные и глубокие типологические разработки, пока популярны не столь широко. На наш взгляд, к сожалению, в соционике пока не была произведена адаптация идей этой науки к национально-этническим особенностям.

Для славянского этноса сама по себе идея типологии, отношений между типами, системы социона, сколь бы они ни казались важными для почитателей соционики, остаются внешними, эмоционально далёкими. Очень важно найти те эмоционально-этические и прагматические идеи, которые значительно увеличат интерес к соционике среди общественности СНГ. Говоря о соционике, я подразумеваю, что эта наука органично включена в теорию архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека, в качестве фундамента, одного из важнейших уровней развёртывания архетипов, объединённых в Доме-Личности.

 

***

Внедряя в практику, популяризируя для широких масс представление об архетипе Дома, важно в первую очередь опираться на эмоционально-этически значимые для славянского суперэтноса идеи и образы. В таком понимании, архетип Дома, это не просто абстрактная конструкция, а в первую очередь эмоционально очень значимый ОБРАЗ ДОМА, со всеми взаимосвязанными с ним эмоциональными значениями, такими как семья, любовь, гармония, родительский дом, забота, защищённость, устойчивость, верность, нежность, теплота и др.

Это Дом, в котором царит Лад, в котором живут образы известных детских сказок, частушек, книг, фильмов... Это те образы, которые наиболее близки и значимы большинству...

 

Василий Иванович Белов. Лад (очерки народной эстетики):

Образ дома в сказках

 

В условиях экономического кризиса также очень важным оказывается прагматический аспект тех, или иных идей, т.е. потребительский вопрос о том, чем это может быть полезно для выживания в кризис?.. На этот вопрос мы отвечаем чётко и понятно, что изучение архетипа Дома-Личности очень полезно с разных точек зрения. Во-первых, это теория, которая делает простыми и понятными многие сложные научные идеи, т.е. помогает быстрее и глубже разобраться в науках о человеке. Студенты-психологи, врачи, педагоги, священники, могут изучить психологию, психотерапию быстрее, глубже поймут взаимосвязь и единство разных школ и направлений, поймут психотерапию, как единую систему.

Каждый Сектор архетипа Дома можно образно представить как Комнату, что помогает эмоционально приблизить и визуализировать изучение архетипа Дома. Каждая Комната - это свой особый мир, свои сложности и свои сильные стороны, это часто совершенно отличающиеся способы решения проблем и отличающиеся от других трудности. Детальное знакомство с расположением каждой Комнаты Дома-Души, и с каждым уровнем проявления архетипов, даёт значительные ресурсы в решении жизненных проблем и сложностей. При этом мы учитываем всю совокупность ресурсов современной психотерапии и психологии, представленную чёткой системой архетипов.

 

Образ дома в сказке

 

Архетип дома в русском романе

 

Важнейшие архетипы мироздания

 

Многие школы и направления психотерапии в практической работе используют представление о Доме, в академической психологии разработано много тестов, в основе которых образ и архетип Дома. Исходя из этого, можно сделать вывод, что многим психологам и психотерапевтам представление об архетипе Дома-Личности близко, и может стать продолжением их работы, того, что они хорошо знают и понимают...  

Это основные аспекты Программы развития и популяризации для нас и наших пропагандистов.

В третьей книге Вашего покорного слуги, где детально изложена эта теория, даётся наиболее полное представление об архетипе Дома-Личности и его разных секторах (Комнатах):

http://www.christiannewage.ru/nov/newour/2010/09/28/newour_3507.html  

 

***

Сформулируем ключевые брендинговые положения:

-- Дом – один из самых близких, родных, понятных для человека образов (и конкретной реальности). В образ Дома у многих вложены самые светлые чувства, воспоминания, надежды: семья, любовь, любящие родители, забота, понимание, безопасность, любимый/любимая, дети, близкие, родные, нежность, красота, уют, теплота, свет и др. Дом – поддерживает, укрепляет, даёт нам силы, знания, мудрость. Образ Дома незримо сопровождает нас всю жизнь

-- Архетип Дома-Личности, Дома-Души помогает в решении жизненных вопросов, помогает стать успешнее, лучше понять самих себя и других, найти гармонию в семейных отношениях, обрести радость и счастье. Он помогает преодолеть конфликты, неврозы. Это не только теория, не только научная идея, а то, что близко и понятно, полезно каждому. Каждая Комната Дома-Личности, каждый Этаж (условно, образно - этаж, более научно - уровни архетипов), помогут Вам лучше визуализировать, ощутить свои личные качества, решить трудности, полнее разобраться в себе. Каждая Комната Дома – это свои особые сильные и слабые стороны, свои способы решения жизненных вопросов.  

-- Архетип Дома-Души делает понятным многие сложные вещи, упорядочивает методы, теории, взгляды на личность, которые ранее казались несоизмеримыми. Благодаря архетипу Дома Вы сможете быстро освоить огромный объём знаний в области психологии и близких наук. Если Вы – начинающий психолог, психотерапевт, архетип Дома-Личности поможет Вам стать настоящим профессионалом, разобраться в хаосе методов и направлений.  

-- В архетипе Дома-Личности систематизированы основные представления о человеческой личности, психо-духовной сфере, о культуре, направлениях психотерапии – о целостном строении Мироздания. В архетипе Дома-Личности доведены до логического завершения многие идеи всемирно известного психолога К.Г. Юнга. Этот архетип (и теория, положенная в его основание) предлагается в качестве основной парадигмы (системы взглядов) современной психологии и психотерапии.

-- Архетип Дома-Личности объединяет людей разных школ и направлений психотерапии, помогает найти точки соприкосновения между наукой и эзотерическим (тайным, однако не путать с магизмом и оккультизмом) знанием, между наукой и религией. В архетипе Дома-Личности Высший Разум (для христиан - Личностный Бог) раскрывает Свой замысел о строении человеческой психики и психологически-духовной сферы.  

 

Образный архетип

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Образы Дома…