Полторы комнаты

сегодня в Доме кино был открытый показ, в отличие от закрытого Гордоновского, фильма Андрея Хржановского "Полторы комнаты или сентиментальное возвращение на родину" о возможном, но никогда на самом деле не состоявшемся путешествии Иосифа Бродского из США в Петербург.
Фильм необычный по технике и по ощущениям, которые он вызывает.
Сочетание игрового кино, анимации, документальных кадров. По жанру, на мой взгляд, это биографическая притча о жизни талантливого человека в отдельно взятой стране с ее историей, культурой, политикой. Гуманистическое кино.
Сам Хржановский называет его авторским и не ориентированным на массовую аудиторию с поп-корном и последними рядами для поцелуев.
Фильм очень приятный на взгляд и на слух. Совершенно удивительные виды Петербурга, живого и живущего, без лишнего пафоса и демонстративности. Звуковой ряд содержит около 60 музыкальных произведений от "Кумпарситы" до Шнитке. Гимн Советского Союза, Шостакович, "Неожиданный вальс" ("И лежит у меня на ладони незнакомая Ваша рука..") и еще много-много всего атмосферного, в том числе документальные видеозаписи поющего Бродского в "Русском самоваре". Много стихов Бродского, которые читают автор, Юрский, Дитятковский, Хржановский и еще.
Родителей поэта сыграли Дитятковский и Фрейндлих, а самого Бродского - Юрский и еще несколько разновозрастных актеров. Три главных актерских образа дополняются анимационными образами ворон и кота - самые трогательные вещи в фильме.
Вообще, после просмотра создается впечатление, что фильм о родителях, об их значении в судьбе каждого человека, о жизненных ценностях и человеческих отношениях.
Смотреть лучше на большом экране, а не по тв - мнение людей, имеющих телевизор и предварительно смотревших фильм в передаче Гордона.
Перед показом несколько слов о фильме сказал Хржановский. Призвал не воспринимать картину как буквальное воспроизведение мемуаров Бродского, хотя авторы опирались как раз на автобиографию поэта. Упор был сделан на отношения Бродского к родителям, городу, стране, в которой он жил. Совсем и намеренно не затронута любовная линия. 
Сам Хржановский совершенно очарователен в своих убеждениях и манере общения.
Публика собралась неслучайная и очень общительная - после фильма еще полчаса режиссер отвечал на вопросы и реплики из зала. Среди зрителей необыкновенное количество знакомых лиц, в основном профессура. Замечено несколько социологов-однокурсников, пришедших порознь, и завсегдатаи подобных мероприятий, с которыми сталкиваешься постоянно на авторском кино и различных фестивалях.
О Бродском сейчас модно писать, к сожалению. Хржановский говорит, что пройдет еще несколько лет и появятся массовые фильмы о любовных треугольниках Бродского, мелодрамы и попса с отсылкой к имени И.А., чего он, наверно, больше всего не хотел и опасался - популярности не его идей как таковых, а его образа, понимаемого поверхностно и однобоко.
Ту самую комнату поэта, кстати, выкупил один из российских банков, чтобы никто не покушался купить всю коммунальную квартиру целиком. В половине комнаты, которая как раз и была местом обитания И.А., сейчас живет колоритный мужчина, который с удовольствием предоставил для съемок не только свое помещение, но и себя с женой в качестве актеров.














Смотрите также:

No related posts.