Пражские легенды (Часть I)

Прага.. Загадочная, красивая и готичная

ГОЛЕМ

Пожалуй, самая популярная пражская повесть - это легенда о создании в 16 веке пражским Раввином Леви искусственного глиняного человека по имени Голем. Каждое утро Рабби вкладывал в отверстие во лбу Голема пластинку – шем или «знак души». Обладавший исключительной силой Голем помогал Раввину во всех делах и защищал при этом евреев от недоброжелателей. Но однажды, Раввин забыл вынуть пластину из лба Голема, и тот начал разрушать все вокруг, не слушаясь увещеваний Раввина. После того, как рухнул дом Леви, евреи начали умолять его уничтожить Голема. Раввин произнес волшебное слово, и глиняный робот рассыпался в прах. Одни верят в это, а другие считают, что Раввин так и не смог уничтожить свое творение. До сих пор служители Староновой синагоги – самой древней в Центральной Европе – опасаются спускаться в подвалы. Они уверены, что Голем скрывается именно там. Легенда же подтолкнула Карела Чапека к созданию драмы, после которой слово «робот» вошло во все языки мира.

ПРАЖСКИЙ РЫЦАРЬ

В пражском цикле стихов Марины Цветаевой есть стихотворение под названием «Пражский рыцарь». Речь идет о статуе Бруцвика, находящейся с той стороны Карлова моста, которая ближе к Малостранской площади. Согласно одной из пражских повестей, когда-то в Чехии властвовал князь Зигфрид, эмблемой герба которого был обычный котел. А потому что ему это не нравилось, он решил, что своими подвигами заслужит более почетный знак. Загфрид покинул границы пределы своего государства и принял участие во всех рыцарских турнирах, на которых победил самых сильных противников. Своей цели он достиг, получив право украсить его изображениями лаврового венка и орла. После этого он вернулся домой и начал обучать военному искусству своего сына Брунцвика. Тот вырос и стал еще большим героем, чем отец. На магнитной скале Брунцвик якобы поразил ужасного дракона и освободил дочь короля. Потом ему пришлось воевать и с чародеем, который, для того, чтобы спасти свою жизнь, подарил Брунцвику волшебный меч. По дороге домой Брунцвик спасает жизнь льву, на которого напали три тигра, и лев, в благодарность, следует за ним в Чехию. Перед смертью Брунцвик позвал самого верного своего слугу и приказал ему поместить меч в один из столбов, поддерживающих Карлов мост, который как раз достраивался. Согласно легенде, меч там находится до сих пор, но никто не знает, где точно.

ТАМПЛИЕР БЕЗ ГОЛОВЫ

Одним из наиболее известных пражских приведений является «Тамплиер без головы». Автор повести о нем – Франтишек Лангер, литератор и генерал чехословацкой армии, большой друг братьев Чапеков. Героем его повести является самое старое и самое любимое из пражских обезглавленных приведений. Тамплиер был предводителем ордена храмовников в Чехии. Завистники добились его казни. И рыцарь поклялся в ответ, что в загробной жизни будет следить за восстановлением справедливости и наказывать злобу и корысть. Поэтому, согласно легенде, в одиннадцать часов ночи тамплиер без головы седлает коня и выезжает на улицы Праги. Уже много столетий он проезжает по одному и тому же маршруту. Одет он в великолепную стальную кольчугу, через плечо накинут плащ ордена храмовников, белый с красным крестом, на боку дамасский меч. Фигура рыцаря обезглавлена. Шлем он прижимает к груди левой рукой, в нем находится его отрубленная голова. Со шлема свисают страусиные перья, делающие его похожим на щит с гербом, или на символ гордого вызова человека несправедливости.

ЛЕГЕНДА О ЛИБУШЕ

Интересна также судьба другой древнечешской легенды о князе Кроке и его трёх дочерях, одной из которых была известная Либуше. И эта легенда, подобно легенде о праотце Чехе, в хронике Космаса входит в состав так называемых «чудесных преданий стариков», то есть преданий, полученных Космасом благодаря устной традиции.

Князь Крок, как пишется в хронике, стал правителем после долгого периода безвластия, когда у народа не было ни судьи, ни правителя. Точную дату опять-таки Космас не приводит. Крок был князем знаменитым, но у него не было сына, только три дочери, которых звали Кази, Тета и Либуше. У Теты и Либуше были собственные замки – Тетин и Либушин. Только у старшей Кази не было усадьбы.

Итак, со временем другие летописцы, как, например, Далимил в 14 веке, придумали замок и для Кази – так называемый Казин. Но этого замка, в отличие от Тетина и Либушина, нигде в Чехии нет, хотя многие доверчивые люди пытались его найти. Замки Тетин и Либушин, наверняка, существовали. Но происхождение Тетина относится к 10 веку, в то время как княгиня Тета жила в 9 веке. Зато Либушин, согласно археологическим находкам, был обитаем с конца 9 по 11 век. Этой эпохой датируются каменные стены, гравюры всадников и лошадей на камнях, керамика и другие предметы.

Очень ценными находками в этой области являются осколки самой древней славянской керамики так называемого пражского типа, которые относят к 6 или 7 веку. Значит, на территории Либушина жило население и в эпоху княгини Либуше.

Либуше была самой известной и значимой из трёх дочерей Крока. Мудрая, красивая и благородная, как её описывает Космас в своей хронике. Либуше послужила Космасу как своего рода пионер христианской религии. В 12 веке, когда жил Космас, народ ещё не избавился от языческого прошлого полностью, и летописец был этим недоволен. Тем более, что и праотцы чешского народа были язычниками.

Итак, княгиня Либуше в описании Космаса расширяет славу христианских святых Вацлава и Войтеха, культом которых заменялся и подавлялся культ старинных языческих богов. Наоборот, её сестра Тета характеризуется как идолопоклонница, а вторая сестра Кази как собирательница лекарственных растений, которая владела тайнами магии и целительного мастерства. Княгиня Либуше действительно сыграла очень важную роль как патриотический символ чешской национальной истории. Об этом свидетельствует множество художественных произведений, которые были ей посвящены, к самым знаменитым среди которых относится опера Бедржиха Сметаны «Либуше».

В самой распространённой легенде о возникновении Праги пишется о том, как Либуше предсказала славу будущей столицы княжества: «Я вижу город большой, слава которого достигает звёзд». Эти слова Либуше якобы произнесла на холме, где стоит замок Вышеград. Именно в такой версии легенда дошла до наших дней.

Но в первоначальной записи Космаса Либуше о Вышеграде ничего не знала, поскольку этот замок был построен только после её смерти. Понятие Вышеграда, как резиденции Либуше - матери чешского народа - начало распространяться только в эпоху Карла IV, то есть в 14 веке.

Вообще, с Вышеградом связано огромное количество легенд, которые на протяжении времени использовались в виде свидетельства о великолепном прошлом чешского народа. Княгиня Либуше, как пишется в легенде Космаса, выбрала своим мужем пахаря Пржемысла. В одном из своих пророческих видений она увидела мужчину, который на месте, где в будущем должен был стоять замок, пахал землю, обнаружив при этом порог (по-чешски «праг»). Так должно было возникнуть название чешской столицы – Праги.

Но большинство лингвистов придерживается другого мнения: замок был основан на месте, высушенном солнцем (по-чешски «выпражене» или «выпрагле» место).

Есть и другие варианты: название Прага относится к порогам на реке Влтаве, или оно происходит от чешского глагола «пражит», то есть выжигать, уничтожать растения при помощи огня. Окончательное этимологическое происхождение этого слова не было установлено, так что каждый может для себя выбрать вариант, который ему нравится больше остальных.



Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Легенды продолжаются