Предисловие к текстам 2.1 – 2.4.

Задача следующих четырех текстов — определить круг представлений, объединяемых термином «трансгуманизм». По признаку единства предмета и метода (как это принято в естественных науках) получаем более широкое, чем общепринятое, определение. Различие состоит в принятии или отвержении радикального изменения Человека. Отвергающие такую возможность причисляют себя к биоэтикам и имморталистам, но рассматривают те же возможности будущего и пользуются теми же самыми методическими приемами. Представляется очевидным, что изменение человека сверх некоего предела, разводит его основные ценности с господствующими в среде «нормальных» (не модифицированных) людей. Некоторые последствия такого процесса проанализированы одним из лидеров биоэтики Francis Fukuyama [1]. Сегодня не виден и не предвидится какой-либо вид невыносимого давления обстоятельств, обязывающих нашу расу пойти на массовое радикальное изменение наших тел.

Требование массового (в идеале - всеобщего и одновременного) перехода от человека к трансчеловеку составляет основу взглядов в трансгуманизме, которые можно именовать консервативными. Практические (технические, идеологические, политические, социальные) трудности обеспечения одновременности представляются сторонникам этих взглядов необходимыми к преодолению в силу всегда печального опыта, известного из Истории, столкновения более и менее технологически развитых народов. Консерватизм этой позиции проявляется ярко в вопросе о сдерживании «авангарда» - наиболее далеко ушедшие представители вида должны жертвовать своим временем и средствами ради потенциального блага большинства расы.

Основу воззрений как радикального крыла трасгуманизма, так и имморталистов составляет наблюдение, вынесенное из изучения эволюционного процесса. История может считаться неким особым периодом, когда законы эволюции (в том вид как они имели силу в течении геологических эпох) «спали». Намерение трансгуманистов подтолкнуть с помощью технологии эволюционный процесс их «пробуждает». Наблюдение, о котором идет речь, отмечает ожесточенную конкуренцию (вплоть до полного истребления более слабых) именно между близкородственными видами. При наличии существенных различий между ними (как например, между человеком и обезьяной) открывается дорога к сосуществованию. Радикальный трансгуманизм предполагает как путь наиболее социально мягкого, бесконфликтного прохождения сингулярности ускоренный отрыв авангарда от основной массы Человечества.

Иммортализму, когда он заглядывает далеко в будущее, принадлежит предположение о вероятной трансформации большинства людей в пост-человеческую форму, но сами сторонники этих взглядов предполагают ограничится улучшениями общества и человека (золотой век изобилия, долгая жизнь, здоровье) без изменения их природы. Эти взгляды наиболее близки к гедонистической философии.

Таким образом, биэтика, иммортализм, консервативный и радикальный трансгуманизм составляют полную группу возможных выборов для каждого из ныне живущих о предпочтительном будущем. Каждая точка зрения имеет свои аргументы «за», своих сторонников и свою оппозицию. Окончательный выбор совершит История, но нельзя исключить и возможность сосуществования очень долгое время идущих различными путями ветвей Человечества.

1 - «Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции». 2004. («Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution». 2002.)


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Предисловие. Трансгуманизм и трансгуманисты.