Про отца

             Прочитал «Роль отца в психическом развитии ребенка» за авторством Аллы Борисовны Холмогоровой и Олега Геннадьевича Калины. Книга по своей структуре напоминает курсовую работу классическую. Первая глава – теоретическая часть, вторая – эмпирическая с детальными объяснениями про хиквадраты, пирсонов и коэффициенты корреляции. Несмотря на такое обилие лишней информации (с точки зрения не научной, а практической, разумеется), нашел массу полезных и новых для меня мыслей. Вдобавок часто цитируется художественная литература, анализируется даже один из моих любимых фильмов "Возвращение" (разбор в двух местах идет, в первом - совершенно неправильный, во втором еще куда ни шло).
                 Все же тема отца и его значения для ребенка, для семьи, редко оказывается в фокусе внимания психологов. И, как выясняется, напрасно. Роль отца уникальна и неповторима. Причем, что важно, даже не самого отца как такового («внешнего» реально существующего биологического отца), а именно образ «внутреннего» отца. Так, ребенок может воспитываться без папы, который, скажем, погиб или не живет с семьей, но мама рассказывает ему о том, какой он замечательный, сильный, смелый и т.д. и тогда развитие ребенка идет благополучно. Если же формируется негативный образ (особенно при разводе супругов это часто бывает), то перспективы развития в целом и формирования полоролевой идентичности в частности не такие радужные.
                 Оказывается, что у младших подростков (11-13 лет) образ отца становится негативным почти всегда. Причем это норма, и такое отношение совершенно не связано с реальным отцом и недостатками его поведения по отношению к подростку. Это естественный процесс развенчания идеального (я бы даже сказал архетипического) образа отца, который идет рука об руку с формированием собственного Я и автономности.Причем это норма, и такое отношение совершенно не связано с реальным отцом и недостатками его поведения по отношению к подростку. Это естественный процесс развенчания идеального (я бы даже сказал архетипического) образа отца, который идет рука об руку с формированием собственного Я и автономности.
                  Интересно, что у девочек всех возрастов образ отца всегда феминизирован (по сравнению с реальными характеристиками родителя). Это также не связано с его поведением, а основано на проекции, когда образ наполняется мифами и представлениями девочки о том, «какой у меня папа».
                        Выясняется, что для нормального развития мальчика и его нормальной полоролевой идентификации отец не должен обладать какими-то особыми качествами Супермена, сверхмаскулинностью и проч. Даже стандартных проявлений маскулинности не требуется. Удивительно, но ключевые характеристики отца, которые способствуют оптимальному развитию детей, звучат так: эмоционально теплый и эмоционально принимающий. Всё. Если будут эти качества – будет гармоничное полноценное развитие детей.
                     Рассказывать еще можно много. Тем, кто заинтересовался, предлагаю ознакомиться с первоисточником. На мой вкус, очень ценная информация.








Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. День Памяти отца А. Меня
  2. Как Навальный отца подставляет