«Расёмон»(1950)

«Расёмон»(1950)
       "Вор других называет ворами"

Ворота "Расемон" в одноименном фильме символизируют упадок и разложение общества. Некогда они воплощали имперское величие социального порядка, а теперь в них укрываются от дождя, оставляют  детей, которых нечем кормить и выбрасывают трупы. 
Куросава снимает не только и не столько исторический фильм (события происходят в XII в.), сколько фильм  о послевоенной Японии. Общая тема для двух эпох, помимо разложения общества, -  поиск общих оснований совместного бытия людей. Конфликт интерпретаций одного преступления указывает на необходимую  связь между истиной и социальным порядком: для того, чтобы жить, необходимо жить вместе, а жить вместе возможно только тогда, когда эгоизм и субъективизм  преодолеваются некоторым подлинным словом и/или поступком. 
В любовном треугольнике "самурай - его жена - разбойник Тадзомару" можно увидеть интерес Куросавы к творчеству Достоевского. Как-то Куросава признался, что "хотел сделать «Идиота» задолго до «Расёмона»". Все интерпретации преступления, но особенно последняя, показывают, что любовь - это не чувство одного и не отношения двоих; для любви всегда нужен третий. Другой-соперник  определяет  ценность объекта любви. В этом смысле треугольник - это фигура определения ценности на основе выбора жертвы. Как пишет Слотердайк, "Я люблю тебя, меня возбуждает твой прекрасный облик лишь тогда, когда я могу предположить, что тебя любит некто другой и твой прекрасный облик настолько возбуждает его, что он желает обладать тобой". Жена стравливает мужа и Тадзомару; разбойник хочет заполучить женщину только потому, что она принадлежит другому, наконец, сам самурай понимает, насколько прекрасна его жена, только когда ее обесчестил Тадзомару.
Схожий треуголник любви-ревности мы видим у Достоевского в "Идиоте". Рогожин, князь Мышкин и Настасья Филипповна на протяжении всего романа по отношению друг к другу находятся в состоянии "все против всех". Каждый из них потдверждает ценность одного-единственного посредством другого. Кризисная ситуация "всех против всех" должна разрешиться ситуацией "все против одного", что приведет к смерти жертвы. Правда, у Достоевского ситуация несколько сложнее, чем в "Расемоне", так как строится на принципиальной невиновности жертвы, но это уже другая история...

Читать:

Ф.М. Достоевский "Идиот"
Р. Жирар "Насилие и священное"
П. Слотердайк "Сферы. Т.3"



Смотрите также:

No related posts.