Рынок услуг: трудности и перспективы

Несбалансированность спроса и предложения, роста денежных доходов и производства потребительских товаров, дефицитная нервозность и вызванный ею ажиотажный спрос — эти негативные явления стали печальными приметами нашего времени. Причины сложившейся ситуации — глубинного характера, они копились годами и десятилетиями, а сейчас проявились разом, как вырывается пар из кипящего котла, если снять с него крышку.

Туризм — та сфера обслуживания, которая мгновенно реагирует на изменения в обществе, в экономике. В последние годы в его развитии возникло немало трудностей, нерешенных проблем. Каковы же главные, приоритетные направления деятельности профсоюзной туристской отрасли, как следует преодолевать многолетние «завалы» на пути развития? Об этом беседует ваш корреспондент Б. МОСКВИН с председателем Центрального совета по туризму и экскурсиям, кандидатом технических наук В. Г. ПУГИЕВЫМ.

Корреспондент: Для нормализации потребительского рынка правительство страны наметило ряд мер, в их числе — увеличение предложения товаров и услуг. Ежегодно рост платных услуг должен возрастать на 10—12 процентов. Какую роль могут сыграть в этом важном процессе оздоровления нашей экономики туристские организации?

В. Г. Пугиев: За четыре года пятилетки объем туристско-экскурсионного обслуживания по нашей системе вырос в 1,5 раза. Еще в прошлом году мы достигли уровня, намеченного на 1990 год. Кажется, неплохо. Но если посмотреть, в какой мере удовлетворяется спрос на туристские услуги, оснований для оптимизма не будет. Наши организации оказывают услуг в расчете на душу населения всего на 10,2 рубля в год. Это крайне низкий показатель. Розничный товарооборот у нас превышает 400 млрд. рублей, а к 1995 году он должен составить 600—620 млрд. рублей. Мы же предоставляем услуг населению всего на 3 млрд. рублей. Можно представить, как много еще предстоит нам поработать, чтобы туризм занял достойное место в сфере платных услуг.

Корреспондент: За счет каких видов туризма, на Ваш взгляд, можно быстрее получить отдачу, добиться резкого увеличения объемов туристско-экскурсионного обслуживания?

В. Г. Пугиев: Развивая все виды путешествий, мы исходим из того, что туристский продукт должен обладать высоким потребительским качеством и приносить достаточную экономическую эффективность. В ближайшие годы мы будем усиленно создавать условия для семейного туризма. Отдых родителей вместе с детьми пользуется повышенным спросом. За рубежом он широко распространен, у нас же сделаны пока только первые шаги. Чтобы взрослые и дети могли спокойно отдыхать вместе, надо повысить комфортабельность наших турбаз и гостиниц, создать дополнительные помещения, изменить рацион питания. И мы будем все это делать. Еще одно приоритетное направление — автотуризм. Миллионы автолюбителей охотно путешествуют, но мы, к сожалению, мало что можем им предложить. Только 14 процентов мест в наших хозяйствах относятся к таким, где могут останавливаться автотуристы. Мы ставим задачу — на каждой турбазе, у каждой тургостиницы оборудовать охраняемую автостоянку, наладить хотя бы элементарный сервис. На основных туристских трассах: Москва — Брест, Москва — Симферополь, Москва — Сочи и других начинаем открывать туристские хозяйства с полной программой обслуживания.

Наконец, нам предстоит создать условия для того, чтобы сотни тысяч горожан могли провести отпуск в сельской местности, где-нибудь на хуторе, в деревенской избе, на берегу озера или речки. В Белоруссии, в Калининской области, на Полтавщине уже арендуют дома сельских жителей для туристов. Но дело это хлопотливое, требующее индивидуального подхода к хозяевам таких домов, и некоторых наших работников это останавливает. Нужно быстрее создавать хозрасчетные бюро по обслуживанию семей горожан на селе.

Корреспондент: А какие перспективы у самодеятельного, спортивного туризма? В последние годы он переживал трудности, вызванные непродуманными решениями. Слышатся даже голоса о его кризисе.

В. Г. Пугиев: Да, трудностей, в основном, искусственных, на пути самодеятельного туризма было немало. Но все же о кризисе этого здорового, привлекательного спорта говорить не следует. В спортивных походах разных категорий сложности ежегодно участвует до 200 тысяч человек. Конечно, для такой огромной страны, как наша, это немного. Нет более важной задачи, на мой взгляд, перед Всесоюзной федерацией туризма, чем привлечение молодежи. Мы наблюдаем явный разрыв между элитой опытных мастеров туризма, которым уже за пятьдесят, и потенциальными туристами — миллионами юношей и девушек, которых надо привлечь к походам, заинтересовать.

Самодеятельному туризму необходимо укрепить материальную базу. Городской, районный туристский клуб — учебный, организационный центр, место встреч, обмена опытом, консультаций. Число их за последние годы не увеличивается. Паспортизация турклубов в прошлом году дала нам удручающую цифру — 814. А ведь еще пять лет назад в отчетах называли другой итог — свыше 1000. Оказалось, многие клубы существуют лишь на бумаге, у них нет ни помещения, ни штатных инструкторов. Наши туристско-экскурсионные организации на местах ослабили внимание к работе клубов, меньше стали выделять средств на самодеятельный туризм. Это следует поправить. Советы по туризму, ТЭПО должны помочь клубам получить статус юридического лица, открыть им счет в банке, выделить помещения для работы комиссий, библиотеки, пункта проката снаряжения, фотолаборатории и т. п.

Думается, будет правильно передать реализацию путевок с активными способами передвижения клубам — они знают актив, теснее связаны с турсекциями на предприятиях, в институтах и учреждениях. Смелее надо развивать клубам платные услуги.

Корреспондент: Виктор Георгиевич, какие, на ваш взгляд, главные преграды стоят на пути успешного развития туризма?

В. Г. Пугиев: Преград много. Сам я по профессии строитель, поэтому начну с материальной базы. Вы знаете, с какими трудностями идет сооружение туристских комплексов. За годы пятилетки, тем не менее, введены 20 туристских гостиниц, предстоит завершить еще десять. В следующей пятилетке на капитальное строительство выделено 920 миллионов рублей, предстоит сдать 60 тысяч мест, в том числе закончить 20 ныне законсервированных объектов. Кроме того, большую работу надо выполнить по реконструкции и благоустройству туристских хозяйств. Достаточно сказать, что сейчас из 289 тысяч мест в собственных турбазах и гостиницах 98 тысяч мест находятся в морально и физически устаревших помещениях. Их надо обновить.

Словом, надеяться на то, что мы сможем увеличить объем обслуживания в тех размерах, как планируется, только за счет новых объектов, никак нельзя. Выход один — аренда площади. Об этом я уже говорил, затрагивая вопрос организации отдыха горожан в сельской местности. А сколько у нас слабо загруженных и вовсе пустующих ведомственных баз отдыха, пионерских лагерей, пансионатов, где могли бы отдыхать туристы! В Свердловской области, например, арендовали базу отдыха предприятия и открыли горнолыжный маршрут. Есть и другие примеры нашей предприимчивости. Но в целом широкие возможности аренды мы используем еще плохо.

Долгострой — наша беда. Неразворотливость работников — тоже. Невкусное питание. Но, пожалуй, самый большой ущерб наносят нам непродуманные, поспешные решения. Долгие годы шла дискуссия — нужны или не нужны всесоюзные маршруты. Наконец, с прошлого года их ликвидировали. И посыпались жалобы, вопросы. Были разрушены традиционные туристские трассы. Реализация путевок в полном объеме оказалась не под силу местным туристским организациям. С 1991 г. придется возрождать всесоюзные маршруты, которые проходят по наиболее популярным среди всех советских людей районам. Или вот еще пример непродуманности. По инициативе ЦС по туризму и экскурсиям с 1986 года Куйбышевский завод монтажных заготовок наладил выпуск буксировочных канатных дорог для горнолыжных туристских комплексов БКД-800.

А спустя год-другой выяснилось, что турбазам и гостиницам удобнее использовать буксировщики малой протяженности. Из 17 полученных буксировочных дорог за пять лет установлено меньше половины, остальные все еще лежат мертвым капиталом.
Корреспондент: Видимо, в этих случаях можно говорить о недостаточной компетентности, ответственности туристских работников?
В. Г. Пугиев: Да, это так. Профессиональная выучка — это то, чего нам сегодня особенно не хватает. В нашей системе постоянно трудятся свыше 150 тысяч человек. К сожалению, есть среди них и такие, которым недостает экономической грамотности, организаторских способностей, чувства ответственности. Не секрет, не каждый человек способен работать в сфере обслуживания. Она требует особых качеств человеческого характера: приветливости, любезности, предупредительности. Задатки этих свойств даны человеку от природы, их можно развить и воспитать, но не создать.

Корреспондент: Может быть, институту повышения квалификации нашей системы выработать тесты профнепригодности? Не учить, как говорится, слона торговать в посудной лавке. Себе дороже!

В. Г. Пугиев: Мысль интересная. Кроме воспитания, индивидуальных особенностей каждого работника туризма важны для высокого качества нашего труда и такие моменты, как новая прогрессивная технология обслуживания, стандартизация туристских маршрутов, классификация гостиниц и строжайшее соблюдение установленных норм. Особую роль должны сыграть материальные, экономические стимулы предприимчивости, разворотливости, организованности, которые бы поощряли тех, кто смело выходит на рынок услуг. Возьмем транспортные путешествия. Почему бы нашим организациям на местах не закрепить за собой (договорившись с управлениями железных дорог) один-два вагона в поезде, сделать их фирменными, продавать в них билеты только туристам? Надо подумать и о рентабельной эксплуатации стоянок туристских поездов там, где их построили. В 1992 году намечается пустить транссибирский экспресс-состав повышенной комфортабельности, предназначенный для удобного путешествия. Кто возьмется его эксплуатировать?

Нам нужно создавать совместное предприятие с морским флотом, чаще использовать чартерные рейсы с подразделениями гражданской авиации.

А семейный, арендный подряд, индивидуальная трудовая деятельность? Почему эти формы обслуживания так робко входят в нашу жизнь? ЦС по туризму намерен всячески им содействовать.

В 1990—1992 гг. все более заметно будут проявляться в хозяйстве нашей страны экономические рычаги. Будут заложены правовые и нормативные основы новой хозяйственной системы, начнут работать законы о собственности, о земле, о социалистическом предприятии и другие. Туризм не останется в стороне. Уже создано Всесоюзное внешнеэкономическое объединение, которое займется организацией приема и направления иностранных и советских туристов. Готовятся предложения о переходе ряда управлений Центрального совета на хозрасчет. Нам следует быстрее отказываться от административно-командных методов управления, переходить к распределению функций по вертикали.

Возможной моделью системы предлагается Всесоюзная федерация туризма и отдыха профсоюзов, которая взяла бы на себя все обязанности, выполняемые сегодня Центральными советами по управлению курортами, по туризму и экскурсиям и другими подразделениями ВЦСПС. Имеется в виду, чтобы в каждой республике, крае, области были созданы самостоятельные федерации, которые объединили бы на основе общих интересов санаторно-курортные и туристско-экскурсионные учреждения профсоюзов, не ущемляя их хозяйственной самостоятельности и не разрушая уже сложившихся управленческих структур. На союзном уровне в компетенцию федерации входили бы только те вопросы, в решении которых заинтересованы в республиках.

Словом, тихой жизни не предвидится. Смелее выходить на всесоюзный и международный рынок услуг и с доброкачественным продуктом — это веление времени.

Фотографии читателей журнала:
В. ДЖУМПОВА (г. Стаханов), А. КОШЕЛЕВА (Москва),
Ю. ЛАЩИЛОВА (г. Братск), Ю. САВИНА (г. Ростов-на-Дону).

Журнал «Турист» № 3(291) 1990 г

Оптимизация статьи - сайт Спутник туриста







Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Новые перспективы Красного Креста