С любимыми не расставайтесь

С любимыми не расставайтесь

Порой кажется, что все факторы складываются против того, чтобы ты посетил тот или иной спектакль. Пусть они преодолимы и не так значительны, но их оказывается вполне достаточно, чтобы оттянуть знакомство на месяцы. Именно так у меня сложилось со спектаклем Сергея Пускепалиса "С любимыми не расставайтесь" по одноименной пьесе Александра Володина. Премьера постановки, с которой режиссер дебютировал на волковской сцене, состоялась в феврале 2009 года, а мое знакомство - спустя год и несколько месяцев – в сентябре 2010 года. Время более чем достаточное для того, чтобы театральное действо избавилось от детских болезней, а зачастую и чтобы началось его старение.
Эдуард Гизатуллин
Не ошибусь, если скажу, что большинство разговоров об этой постановке начинается именно с описания декораций. Зрителям предлагается наблюдать за происходящим на сцене… с самой сцены. Для этого художник Эдуард Гизатуллин создал футуристичный театрон, окруживший клочок сценического пространства, оставшийся от большой сцены театра. Волковский далеко не первый театр, пригласивший своего зрителя на сцену. Но главное не что, а как. Смелое сценографическое решение художника и режиссера позволило перейти на новую ступень взаимодействия со зрителем, поместить персонажей пьесы под увеличительное стекло, столкнуть их лицом к лицу со зрительным залом.
Сюжет пьесы, построенный на описании семейных ссор и расторжении браков, знаком многим благодаря экранизации пьесы, созданной Павлом Арсеновым. Список театральных инсценировок пьесы занял бы несколько листов и ежегодно пополняется. Что же заставляет режиссеров браться за постановку этой пьесы? Что заставило это сделать Сергея Пускепалиса? Думаю, та человечность и жизненность, которой пропитана каждая сцена этой пьесы. 
Главное достижение Сергей Пускепалиса – это то, что перед зрителями предстают не актеры, а люди, будь то пьяница Миронов (Олег Новиков), грузин Керашвили (Алексей Кузьмин) или наивная Ирина (Марина Жемчугова). И именно поэтому история каждого из них так же ценна, как центральная, осевая история Кати и Мити (Александра Чилин-Гири и Илья Коврижных). 
Эдуард Гизатуллин
Зрителю в этом спектакле отводится особая роль: он и часть декораций и соучастник действа. Во втором акте Катя обращается к зрителю с наивными вопросами о любви и дружбе, которые, как оказывается, могут не только вызвать смущение, но и поставить современного человека в тупик. Один-два вопроса… и тупик, тогда как жизнь ежедневно преподносит десятки и сотни подобных вопросов.
Ещё одно действующее лицо спектакля – строгий женский голос. Он принадлежит судье (Наталья Асанкина), которую можно видеть только в самом начале спектакля. В нем нет и малейшего намека на пародийность, равно как и стремления создать ощущение реальных судебных слушаний. Это одновременно и голос свыше и голос изнутри.
Пускепалис не боится смешивать трогательное и щемящее с комедийным и даже абсурдистским. Более того, он идет дальше – вводит в действо массовика-затейника в костюме Супермена (Игорь Сидоренко), появление которого сразу же превращает все в банальное шоу. Подобное решение не надо воспринимать буквально. За кажущейся веселостью и пародийностью скрыты куда более сильные мотивы. 
Этот спектакль – игра со зрителем, причем по правилам, которые до конца не известны даже самому режиссеру. С головой окунуться в шоу Супермена или остаться созерцателем – выбор за зрителем. Режиссер же сделал свой выбор, избрав драматургию Володина, полную человечности и неподдельной искренности, и сумел донести ее до зрителя. 

Фото: Виталий Вахрушев











Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Бедный миллионер