Санькя

Вот не приятен он мне. С первых страниц романа Прилепина «Санькя» я увидел этого молодого и дерзкого парнишку, который никак не может найти себе места в этой жизни и я никак не пойму за что я его должен любить, почему я должен ему сочувствовать? Вместо того, чтобы искать это самое место в жизни, он сам пытается указывать другим как жить.

Да, он, безусловно, отображение целого слоя молодых людей в нашей стране. Да, то, что ему не нравится в нашем обществе, его претензии к власти, его недовольство огромным расслоением в обществе, его боль и переживания за будущее страны - вполне обоснованы и понятны мне. Но что он предлагает взамен? Что он сам из себя представляет? Что он делает полезного для страны?

И тут даже философский оппонент по книге Безлетов не удержался и спрашивает Сашу: «Много пафосной брани, всхлипов, истерик, слов много. Но я одного не пойму: чего надо-то вам? Ну, вот вы умеете мужественно ерничать, получать по лбу и опять подставлять лоб – а что дальше?».

                Ответа-то нет. А ведь это самое главное.

И сам Безлетов чуть позже отвечает на свой вопрос: «Знаешь, почему ты, почему все вы так жаждете подмять всех вокруг себя? Вы не знаете куда себя деть, что делать с собой. По сути, каждый из вас разрешает собственные психологические травмы…»

                Я часто вижу таких людей. Может быть слишком часто. Не все из них такие радикалы, как Санькя, но их логика, их модель поведения очень типичны. 9 мая, например, они любят напившись до скотского состояния кричать «Рас-се-ее-яя!». Ради бога! Это же прекрасно, что есть люди, которые так любят нашу страну! Но действительно ли крики «Рас-се-ее-яя!» таких людей означают их любовь к своей Родине? Почему эти люди, выражая свою любовь к стране громкими криками, не забывают при этом мусорить на улице, мочиться в подворотне, разбивать стекла, бить лица всем, кто им кажется не похожим на них? Чем они вообще в своем поведении лучше тех же самых «приезжих», которых они так не любят? И вот мне почему-то кажется, что им вообще все равно что кричать. Да и нет в них никакой любви к Родине!

И за что я его должен уважать? Я с 17 лет работаю, знаю, что такое тяжелый физический труд. Я служил в армии, никто никогда не торопился мне помогать, и семья такая же скромная и небогатая, как его, и моя жизнь такая же непростая, но для меня это не повод спиваться, не повод идти и разбивать окна в чужих домах, крушить чужой бизнес, переворачивать чужие машины, грабить людей. Почему я пытаюсь как-то вырваться из этой нищеты, почему я получаю образованию, одно, второе, работаю, подрабатываю, занимаюсь спортом, не пью, не курю, а что ему мешает делать тоже самое? А все просто. Он лентяй. Он ждет, что кто-то за него все сделает. Он ждет помощи от ненавистного ему государства и жутко обижается, когда у него, безработного между прочим, почему-то нет денег.

Поэтому, когда он начинает время от времени вдруг неожиданно сыпать совсем нетривиальными мыслями, занимается глубокими рассуждениями – это выглядит очень неестественно, совсем не сочетается с нарисованным автором образом, совсем не сочетается с его поступками и образом жизни. Это не Санькя, это уже Прилепин говорит. Он пытается придать своему герою совсем чужеродные качества и черты. Зачем? Зачем вдыхать смысл в бессмысленную жестокость и пустоту радикальной молодежи?

А еще как мне показалось, эта книга чем-то смахивает на чернуху в стиле модных произведений позднего СССР. Очень было распространено тогда рисовать в кино и в книгах жуткие картины реальности. Но сейчас, спустя десятилетия, понимаешь, что такие картины можно нарисовать в любой стране, в любом обществе и в любое время. И не то чтобы не нужно  рассказывать об этом, не поднимать вопросы, связанные с этой неприглядной стороны жизни. Нужно, очень нужно! Но зачем при этом делать из таких людей как Санькя героев?


Смотрите также:

No related posts.