Семейные сценарии и типы протекания болезни (собрал по материалам семинаров М.Е. Сандомирского)

Тип семейного воспитания может оказывать огромное воздействие не только на будущее поведение человека, но даже и на то, по какому сценарию будут протекать  болезни в жизни человека.

Можно выделить 4 дисфункциональных сценария в воспитании (Ковалев).

1 Кумир семьи.

Хныканье и капризы ребенка попадают в цель. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Ребенку все прощается, не ставится ограничений. Все для него.
Взрослея ребенок настолько привыкает к тому что он в центре внимания, что став взрослым он наживает нарциссический вариант протекания проблем.
Приступы и ухудшения состояния происходят на виду у всех, как только он остается один - вдруг становится лучше. Сама болезнь – способ вновь оказаться в центре внимания.
Одна моя клиентка испытывала внезапные «сердечные приступы» только на виду у людей. Как только на них не реагировали или она оставалась одна – самочувствие на удивление быстро улучшалось.

2 Тревожная гиперопека. (Сценарий мимозы)

За ребенком постоянно присматривают и ухаживают, от каждого сквозняка стараются уберечь. Самостоятельность блокируется, отчего им постоянно не хватает внутренней твердости. Формируются тревожно мнительные черты характера.
Один мой знакомый спортсмен постоянно перед тем как принимать любые, даже самые безобидные витамины советовался с десятком людей, перечитывал по 10 раз инструкцию. Выходя на улицу на минутку - всегда одевался так, чтобы не продуло. Неудивительно, что каждый раз, перед принятием важного решения или к крупным соревнованиям, он чем-либо заболевал. Это был отличный способ избегать ответственности за себя.

3. Ежовые рукавицы.
Ребенок растет в атмосфере физического подавления и психического подавления. Вырастая, он переносит требовательность и жесткость воспитания на себя самого. Болезнь – становится отличным способом самонаказания за проявления слабости.

Последнее время этот тип воспитания встречается реже, ну а прежде надевать «ежовые рукавицы» было обычным делом.

4.Эмоционально-эмпатическое игнорирование.
В необеспеченных и самых обеспеченных семьях – чаще всего. Ребенок недополучает родительской любви, особенно со стороны матери. По причине нехватки тепла, ребенку недостает разрядки эмоций, и для этого начинает использоваться болезнь.

Во всех случаях повторяющиеся эмоции замораживаются, повторяются и в итоге становятся болезнью.
Одномоментных изменений столь глубоких структур произойти не может, однако психотерапия призвана быть помощником в решении проблем.
Внутри нас все настолько тесно связано – что трудно сказать – когда заканчивается телесное и начинается душевное.











Смотрите также:

No related posts.