Севастополь, 35-я батарея – музей вместо руин. Плюсы и минусы

Севастополь, 35-я батарея – музей вместо руин. Плюсы и минусы

Обнаружены останки защитников Севастополя

Всем, кто только начинает свое знакомство с 35-й батареей, можно дальше не читать – лучше пойдите в музей и получите яркие впечатления. Наши заметки рассчитаны на любителей, давно следящих за судьбой памятника, и тех неравнодушных к истории людей, которые задумываются о методах сохранения исторического наследия. Обсуждения на тему «как можно сделать лучше» имеют не только теоретическое значение – многие погибающие памятники еще ждут своих спасителей, и опыт 35-й батареи будет наверняка востребован.



Находившиеся в аварийном состоянии помещения 35-й батареи не могли бесконечно оставаться в прежнем виде. Представлялись возможными два сценария развития событий – полное закрытие доступа на батарею (и, скорее всего, захват территории под коттеджно-дачное строительство) или ее музеефикация. В 2008 г. работы по расчистке и реставрации батареи и созданию музейной экспозиции начала организация с необычным названием «Учреждение объединения граждан "35 Береговая батарея"».

На наш взгляд, руководители проекта проявили выдающиеся организаторские способности, инженерную квалификацию, умение работать быстро при соблюдении всех необходимых условий (раскопки, эксгумация, разминирование, безопасность и др.), безусловное уважение к памяти защитников Севастополя. Экскурсионные маршруты на батарее неизменно производят на посетителей глубокое впечатление.

Минусом в идеологии проекта, по нашему мнению, является недостаточная историческая аккуратность. Речь идет о нюансах, незаметных для большинства экскурсантов, но отмечаемых более подготовленными посетителями. Возникает впечатление, что остатки батареи воспринимаются не как уникальный памятник русской фортификации, а лишь как впечатляющая декорация для драматических событий лета 1942 года. Отсюда – недостаточное внимание к тщательному сохранению аутентичности памятника.

Рассмотрим плюсы и минусы подробнее.

Плюсы музеефикации как таковой

  • Предотвращено уничтожение батареи землезахватчиками
     
  • Остановлено дальнейшее разрушение помещений
     
  • Исключен вандализм и загаживание территории и помещений
     
  • Устранены опасности для посетителей, исходившие от руин и неразорвавшихся боеприпасов
     
  • Произведена расчистка, обеспечившая доступ к ранее скрытым частям комплекса
     
  • Найдены и достойно погребены останки защитников Севастополя
     
  • Найдены новые исторические материалы
     

Достоинства конкретной реализации

  • Работы проводятся энергично, в хорошем соответствии с заявленными планами
     
  • С инженерной точки зрения все сделано грамотно и качественно
     
  • Экспозиция выполнена аккуратно с точки зрения дизайна
     
  • Экскурсии профессиональны, эмоциональны и увлекательны, бесплатны
     
  • Резко выросла популярность памятника
     

Неизбежные минусы музеефикации как таковой

  • Потеря свободы в передвижении и исследовании исторического объекта
     
  • Отсутствие романтической заброшенности, появление официозного пафоса и толпы экскурсантов
     
  • Частичная потеря аутентичности, связанная с очевидной необходимостью обеспечить для посетителей иные виды сервиса, чем те, что предоставлялись личному составу батареи
     
  • Изменение ландшафта – заборы, дополнительные строения и т.п.
     

Недостатки конкретной реализации

Не подвергая сомнению искренность намерений реставраторов «сделать как лучше», а также принимая во внимание всю сложность поставленной задачи, отметим некоторые моменты, которые можно было продумать и сделать лучше.

Не везде, где это было возможно, сохранена аутентичность памятника

Вариант реконструкции «сделать заново как было» в случае 35-й батареи не может принести интересного результата. Сами помещения, лишенные оборудования, ради которого они создавались (от бронебашен до дизель-генераторов) достаточно пусты и бессодержательны. Поэтому главная их ценность – в подлинности конструкций и полученных ими ран.

Раскопки, консервация, а тем более реконструкция исторического памятника часто навсегда уничтожают возможность сделать что-то иначе. Отсюда правило: все, что можно не трогать – оставь как можно ближе к аутентичному состоянию. К сожалению, этот принцип выдержан не всегда:

  • Монументальное бетонирование в некоторых местах привело к разрушению или поглощению остатков, потенциально способных представлять исторический интерес. Неясно, произведено ли научное документирование частей памятника, подвергнутых «уничтожению реставрацией».

  • Рассматривая бетонную конструкцию, обычный посетитель не может отличить подлинные фрагменты сооружения от современной реконструкции или, что еще хуже, от бетонной опоры, вообще отсутствовавшей в исходном памятнике. Принципы научной реставрации требуют внятно выделять новодел (например, оттенком бетона).

  • Утрачены пережившие войну и нашествие мародеров подлинные детали оборудования (например, проржавевшие короба-воздуховоды и другие металлические останки в помещении фильтро-вентиляционных установок).

  • Произведено частичное изменение топологии помещений и переходов новыми конструкциями (неправильный вход в шахту левого КП, отсутствие выхода в первую башню при переходе потерной и др.).

Утеряны эмоционально сильные фрагменты разрушений

В некоторых местах комплекса мощь разорванного бетона производила сильное эмоциональное впечатление и драматично перекликалась с историческими событиями. Равнодушно-прямолинейный бетонный новодел умертвил эти руины. К сожалению, у руководителей работ не хватило сил или эстетического чутья, чтобы сохранить в них жизнь. Конечно, решение этой задачи потребовало бы не только фантазии, но и дополнительных средств и времени – ведь требования к безопасности тоже никто не отменял. Но ведь и спешка – плохое оправдание, когда в твоих руках судьба уникального исторического памятника. Например, можно было сделать подпорки скульптурными или металлическими – во всяком случае, не смешивать их с бетоном стен и добиться эстетической корреляции с укрепляемыми руинами.

Та же проблема заметна, например, в бронебашне левого КП. Мощные бронезаслонки и грубый срез могучей брони всегда завораживали посетителей. Теперь же, укрытая толстым слоем масляной краски и бутафорским колпаком, бронебашня производит достаточно невнятное впечатление.

Что можно улучшить

  • 35-я батарея была в первую очередь боевой единицей, а не убежищем. Невозможно понять структуру комплекса, не понимая его смысла. Поэтому полезно больше внимания уделить рассказу о реальном функционировании батареи как живого военно-инженерного организма. Можно, например, организовать специальный маршрут типа «как работает батарея в бою», где участники экскурсии могли бы выступать в разных ролях (подавать снаряд или определять дальность до морской цели), необходимо выставить в помещениях батареи сответствующие макеты или хотя бы схемы. Конечно, все это гораздо легче показать на действующей батарее №30, но доступ на нее пока слишком сложен.

  • Реконструкции, внятно дистанцированные от подлинных останков, могут быть полезны и интересны. Например, рядом с сохранившимся фрагментом противооткольного покрытия свода можно реконструировать фрагмент такого покрытия в «первоначальном» виде – ведь подлинные металлические части свода на батарее утрачены.

  • Изложение исторических событий порой слишком эмоционально и опирается на мемуары, сведения из которых подаются как заведомо истинные – что, разумеется, противоречит научному подходу. Нередко нитью изложения драматических моментов обороны Севастополя служит простая и популярная у профанов концепция «генералы все загубили и подло удрали», не согласующаяся с реальными историческими данными. Не поступаясь эмоционально-личностным отношением, хотелось бы дать более достоверную стратегическую картину.

  • Почему-то вдруг запретили фотографирование в помещениях батареи (2010). Будем надеяться, что это лишь временное недоразумение, неумная инициатива кого-то из ответственных лиц, активно мешающая популяризации мемориального комплекса. Единственное внятное объяснение – от вспышек у экскурсоводов болят глаза. В этом случае следует ввести запрет на использование вспышек (стандартное требование в большинстве музеев), а не на съемку вообще. Все снимки 2010 года сделаны нами без вспышки.

Подробнее см. на сайте

 



















Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Русский музей…
  2. Как я сходил в музей
  3. España 2008. Театр-музей Дали в Фигерасе.