Сила привычки, или Как стать более эффективным в своей жизни

Сила привычки, или Как стать более эффективным в своей жизни
Автор: Василий ПРОНЬ/http://www.kv-apelsin.com/apelsin/press/eff-life.htm

Часто многие из нас забывают, что работа – это часть нашей жизни, а работник – реальный человек, а не механизм. И в результате, желая повысить эффективность работы, производительность, – мы стремимся улучшить работу этого механизма. И в роли начальника, и в роли подчиненного.

В РОЛИ НАЧАЛЬНИКА
Что и как мы делаем, чтобы повысить эффективность работы сотрудника? Варианты разные.
• Мы можем менять работников, находя наиболее подходящих для нашей специфики труда, предъявляя все более сложные комплексные требования для максимального соответствия человека его вакансии (бывает так, что чем дальше – тем сложнее найти такого сотрудника).
• Мы можем контролировать человека, создавать определенные границы, предлагать определенные стимулы, применять меры воздействия, чтобы работник менялся сам (и иногда встречаем на этом пути сопротивление сотрудников).
• Мы можем учить человека специализированным знаниям, необходимым ему для соответствия занимаемой позиции, направлять его на повышение квалификации, бизнес-тренинги и другие формы обучения (а потом человек может либо не использовать полученные знания, и мы думаем что обучение – бесполезная трата денег и времени, либо обученный – уходит в другую организацию).
• Мы можем создавать специальные условия для работника, в котором особенно заинтересованы, фактически меняя под него условия труда (а в результате он может «сесть нам на шею»).
• И другие способы…

В РОЛИ ПОДЧИНЕННОГО
Что и как мы делаем, чтобы повысить эффективность своей работы, – вариантов тоже много.
• Мы меняем работу на ту, которая, как нам кажется, более перспективная (и иногда оказывается, что там тоже появляются сложности…).
• Мы углубленно изучаем специализированные знания, читаем учебники, самостоятельно отправляемся на курсы повышения квалификации, бизнес-программы (становимся очень умными и много знаем, но используем процентов 10-20 % своего потенциала).
• Усиленно работаем по 12 и более часов в день (но почему-то не всегда достигаем результата или достигаем слишком большой ценой).
• Едем в отпуск в надежде отдохнуть и после отдыха начать все с чистого листа, с новыми силами и правильно (а получается как обычно…).
• И другие способы…

И вот что интересно – все эти способы не всегда работают.
Мы не всегда достигаем того, чего хотим от наших подчиненных, и более того – мы не всегда достигаем того, чего хотим даже сами!
И связано это с тем, что у каждого человека есть свои привычки – в более широком смысле этого слова, чем мы обычно понимаем (более грамотно будет назвать эти привычки подсознательными установками).
Такие установки охватывают всю нашу жизнь и выполняют массу полезных функций.
Они помогают нам заботиться о своей безопасности (например, страх высоты помогает не ходить по перилам 11-го этажа, или мы, управляя автомобилем, останавливаемся на красный свет светофора на автомате, не раздумывая каждый раз, что это значит).
Они помогают нам освобождать умственные ресурсы для решения творческих, а не рутинных задач (представьте себе, если бы нам пришлось каждое утро задумываться над тем, как надеть на себя рубашку, брюки, как застегнуть пуговицы, завязать шнурки на обуви и т. п.).

Формируются установки в тот момент, когда мы впервые с чем-то сталкиваемся и учимся тому, как на это реагировать (какие чувства возникают), что с этим делать и как себя вести (как действовать). Логично, что большинство установок формируется в детстве (психологи считают что порядка 80-95 % установок закладывается с 3 до 8 лет), так как в этот период ребенок сталкивается с большим объемом новой информации и получает массу нового опыта.
В этот период закладываются основные установки об окружающем мире, о себе, о мужчинах и женщинах.

Например, если ребенка в детстве ругали за его ошибки, у него могла сложиться установка «Я недостаточно хорош и недостоин успеха», и тогда, сколько бы он ни знал, ни умел, – он будет находить во взрослой жизни множество подтверждений тому, что у него ничего не получается и не получится…
Или если ребенок рос один в семье, его часто сравнивали с другими, говорили что он – самый лучший и вообще достоин большего, чем все остальные, – то могла сформироваться установка «Я – лучше всех, другие люди хуже меня». В результате взрослый уже человек будет часто «идти по головам», ставить свои интересы выше интересов других людей, выше компании и при этом быть очень одиноким, ему будет сложно строить партнерские отношения в работе и вообще в жизни.

Вот в этом, собственно, и находится ключ, ответ на вопрос – почему, совершая многие действия, направленные на достижение успеха, повышение своей эффективности или эффективности работников, – при этом правильные действия, – мы не всегда достигаем результата.

Ответ в том, что иногда мы сталкиваемся с тем, что повышение эффективности идет вразрез с подсознательными установками человека, и тут просто знаний, дополнительных стимулов или ограничений недостаточно.
Это действия, направленные на изменения на уровне внешнего окружения, поведенческом уровне, уровне способностей (см. таблицу, рисунок) – т. е. на внешние уровни мышления человека.
А установки формируются и закрепляются на уровне 2 – уровне ценностей и убеждений. Поэтому такими способами мы часто не в состоянии повлиять на события, даже при высокой мотивации к изменениям.

Уровень мышления Отвечает на вопрос
1 Я Кто я?
2 Ценности, убеждения Что ценно? Во что верю?
3 Способности Каким образом?
4 Поведение, действие Что делаю?
5 Внешнее окружение С кем? Где? С чем? В чем?

Ни для кого не секрет, что в нашей стране в советское время был определенные ограничения в науке психологии, поэтому многое из этой области стало нам известно гораздо позже, к тому же нам пришлось разбираться в хлынувшем потоке знаний, информации, отделяя зерна от плевел.
Поэтому нам сравнительно недавно стали известны методики, способы работы с подсознательными установками и изменения тех из них, которые мешают нам стать более эффективными, успешными, счастливыми.
Разработанные еще в середине ХХ века психологом Альфредом Адлером методики работы с детскими установками развивались более 50 лет, продолжают развиваться и сейчас.
Эти подходы и методики подразумевают изменение установок только при наличии мотивации, желания самого человека к их изменению и работают через осознание – т. е. через понимание человеком своей установки и сознательное изменение ее при помощи психолога. При этом, что очень важно, исключается всякое скрытое или манипулятивное воздействие на человека, соблюдается экологичность подходов.

На данный момент такая работа чаще всего проводится в двух формах: в виде индивидуальной работы психолога с клиентом и в виде тренингов личностного роста. Важно, однако, понимать, что такие формы работы очень распространены и под одними и теми же названиями может скрываться разное содержание. Поэтому при выборе компании, консультанта, тренинга – узнавайте больше информации о методах и способах работы, о том, насколько экологичны применяемые методы, и другую дополнительную информацию, которая поможет вам сделать осознанный выбор и стать более эффективным и, что не менее важно, – более счастливым.


































Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Парижское счастье для двоих и ещё немного более… Часть 2
  2. Сила намерения
  3. Вот ты говорил, город — сила, а здесь слабые все.
  4. Сила
  5. Парижское счастье для двоих и ещё немного более… Часть 1.