Советская культура

Советская культура

 

Сегодня сдавали культурологию. У
каждого своя тема, заходили по одному и беседовали с преподавателем.

И сейчас мне бы хотелось рассказать о
теме, которая досталась мне, о русской советской культуре. Когда с головой
начинаешь во что-то вникать, узнаешь невероятное множество интересных вещей, о
которых даже не подозревал. Для меня большим открытием стал кинофильм
"Броненосец Потемкин", Седьмая симфония Шостаковича и многое другое.
Надеюсь, вам тоже будет интересно узнать новое.

 

 
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе
русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по
восходящей линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века
высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло
резко вниз. Перелом был совершен сознательно, большевики были плоть от плоти
русского народа, но поступили с его культурой так, как поступил бы завоеватель,
которому не понравились прежние порядки и он решил заменить их на новые.

 

Советская культура кратко

За создание новой культуры большевики
взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года
была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля
за культурой.

Советской
властью были упразднены функционировавшие до революции общественные,
профессиональные и творческие организации — Всероссийский учительский союз,
Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали
новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество
друзей радио и т. п.

Что
касается образования в стране развернулась массовая кампания ликвидации
неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации
безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в
возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке.
Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности.
Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В.
Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов.

Восстанавливаются
в правах семейные идеалы, преданность службе и профессиональная карьера,
ценность классического образования. Происходят перемены в обиходе, вкусах,
манерах. Газеты и журналы 30-х годов широко обсуждают проблему культурности
человека.

Маяковский писал:
Свою жену я не ругаю,
Ее я никогда не брошу,
И пусть сейчас она плохая, 
Но брал-то я ее хорошей.

Поэтическим
выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием
инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность
трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

В.В.
Маяковский
– выдающийся представитель авангардного искусства.
Его бунтарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным
певцом которой он стал. В 1918 году он
организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году создает
«Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для
агитационных плакатов {«Окна РОСТА», 1918—1921).

Плакаты Окон РОСТА:


Проблемы культуры советском союзе интересное
Советская культура кратко
Комфут

17 августа 1934 – Первый Съезд Литературных
писателей. Горький, являясь председателем, говорит о том, что советская
литература должна сосредоточиться на изображении трудовой деятельности,
коллектива. Здесь же утвержден и обоснован единый метод – социалистический
реализм.

«Социалистический реализм – метод, определяет
творческое значение бытия во имя долголетия и здоровья человека, победы
человека над природой, метод, который должен дарить радость людям». Читая такие
слова, кажется, что социалистический реализм – единственно правильный метод.

Небо голубое, колесо круглое, у кошки 4 ноги
– это реализм,

В небе знамя красное, на спортсменах трико
отличное, а с портрета смотрят на нас умные глаза великого вождя – это
социалистический реализм.

У него есть враги, защитники и ценители. У него
есть история 1/6 поверхности суши всей Земли. У него есть автор и дата 23
апреля 1932г.

Литература должна изображать не то, что есть,
а то, что должно быть. Недостатки – частности и пережитки, а достоинства –
ростки, бурная деятельность, новое непременно возникшее благодаря партии.

В 20х начинают снимать
художественные фильмы

Броненосец Потемкин .
Режисер С.Эйзенштейн

Немой художественный фильм.
Основан на реальных событиях июня 1905 года, когда на броненосце команда
подняла восстание и захватила корабль. В 1930 году фильм озвучен. Фильм получил
мировое признание. Завоевал приз на всемирной выставке 1926 год.

Во время войны изъяты все
художественные фильмы. Люди должны думать о войне.

Большинство операторов
отправлены в Среднюю Азию. Они считали долгом оказаться на месте событий.

Снимаются короткометражки.
Боевые киносборники: 4-5 короткометражек, в которых показан героизм советского
солдата.

Режисеры: документалист
Юткевич, "Разгром над Москвой" Ворламов.

Как и в кино в прозе и
литературе тема одна.

 Сочинялась композитором в 19411942
годах
. Первые три части написаны им в доме
Бенуа
в Ленинграде
(закончены в августе
1941 года,
а с
8
сентября
началась блокада
Ленинграда
).

Финал симфонии, завершенный
в феврале
1942 года,
композитор дописывал уже в
Куйбышеве,
где на сцене
Театра
оперы и балета
она и была впервые исполнена 5 марта
1942
года
.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной.
Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город,
получили приказ
 
во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие
из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что
объединяло людей в то трудное время,
 — веру в победу, жертвенность,
безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а
также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города,
но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР,
разыскавшие Элиасберга, признавались ему:

 

Тогда,
9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу,
способную преодолеть голод, страх и даже смерть…
[1]

 

Галина
Лелюхина, флейтист:

 

Были
репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все,
когда это слышали.
Они-то
считали, что город мертвый.
[2]

 






































































































































































































Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. 4-я Советская