Свободная композиция

Сегодня в ГМИИ им. Пушкина открывается программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В этом году вопреки традиции музыкальное содержание фестиваля впервые никак концептуально не связано с одновременной выставкой. Экспозиция посвящена Году Франции в России и французскому рисунку конца ХIX--XX веков (больше полутора сотен работ, все из собрания ГМИИ). В то же время у музыкальной программы другой сюжет, который отталкивается от двух юбилеев (95-летия Святослава Рихтера и 30-летия самого рихтеровского фестиваля) и французскую тему никак не затрагивает. Так что участники были еще более свободны в выборе программ, чем музей в выборе собственных рисунков.

В расписании фестиваля, билеты на который как всегда давно и полностью распроданы, существенную часть занимают имена музыкантов, когда-то принадлежавших рихтеровскому кругу. Как объясняет Ирина Антонова, сейчас было особенно важно участие тех, кто пришел на фестиваль еще 30 лет назад. Наталья Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Василий Лобанов -- непременные лица в композиции почти каждых «Вечеров».

Дуэт пианиста Олега Майзенберга и певца Роберта Холла с немецкой вокальной программой -- еще один хрестоматийный сюжет для фестиваля, обещающий как всегда быть лучшего камерного качества и самого изысканного толка. Тоже традиционный для «Декабрьских вечеров» шубертовский цикл «Зимний путь», который исполнялся когда-то и Холлом с Майзенбергом, и другими музыкантами (и который как-то особенно проникновенно всегда звучит в музейном антураже и в атмосфере зимних программ для посвященных), на этот раз собирается петь англичанин Йен Бостридж в дуэте с пианистом Джулиусом Дрейком (20 декабря).

От мировой инструментальной элиты на «Вечерах» уже не впервые -- Пинхас Цукерман (15 декабря) с красивым списком из Моцарта, Бетховена и Брамса. От барочной -- английский вокальный Hilliard Ensemble, уже бывавший в Москве не раз и с тем же примерно репертуаром -- от Палестрины до Арво Пярта, каковое сочетание в программах изящных англичан не звучит ни кощунственно, ни даже патетически приподнято, а только запросто и виртуозно.

Из ставшего традиционным для «Вечеров» в последние сезоны -- музыкально-балетная композиция: хореография Владимира Васильева под рояль Екатерины Мечетиной (13 декабря).

Из любопытного -- приезд Копельман-квартета (когда-то Михаил Копельман служил первой скрипкой марочного квартета им. Бородина). И баховская программа с участием Владимира Спивакова, которого теперь не так часто можно услышать в камерном репертуаре со скрипкой, а не в симфоническом и с дирижерской палочкой.

Клавирабенд знакомого фестивалю Николая Луганского с романтическим набором Шумана, Шопена и Листа в расписании зарифмован с программой премьерного для «Вечеров» молодого испанского пианиста Хавьера Перианеса (8 декабря) с Шопеном и Шубертом. Его романтический пианизм сейчас играет роль одной из модных мировых новинок. Другое такое имя -- венгерский скрипач Кристоф Барати с виртуозным скрипичным репертуаром в свежей трактовке (10 декабря). Два молодых музыканта добавляют фестивальной картине еще большей пестроты, что, наверное, хорошо -- строгость концепции подводила бы к размышлениям об уместности той или иной фигуры в посвященном Рихтеру рисунке. Пестрота же по-своему красива и непретенциозна.


Смотрите также:

No related posts.