Театральное

Итак, позавчера были на спектакле, который за одну только продолжительность уже можно назвать незабываемым.
Первая часть трилогии "Берег утопии" началась в 12 дня, последняя закончилась в 10 вечера, общая длительность антрактов и перерывов - 2 часа, то есть на театральное действо приходится чистыми 8 часов.
Ближе к концу, естественно, приходит чисто физическое утомление - затекают ноги (каждый антракт обязательно ходили размяться), устает шея (постоянно смотришь чуть вверх). Но происходящее на сцене так захватывает, что усталость тела отходит на второй план.

Обязательна ли была такая масштабность? Пожалуй, да. Эти три части - разноплановые, каждая со своим характером и настроением. Первый спектакль, "Путешествие", наполнен молодостью, решимостью, уверенностью в своих силах - и хотя там не раз смотрят на закат, эта часть похожа скорее на рассвет. Вторая часть, "Кораблекрушение" - кульминационная, самая драматическая и насыщенная событиями. Буря в политической жизни Европы, а на ее фоне - буря в личной жизни главных героев. Вроде бы устроенная семейная жизнь, но что-то не так - и это проявляется в мелких "говорящих" деталях: потерянная перчатка, заноза в ноге девочки..
И наконец, развязка, "Выброшенные на берег". Тоска, безразличие и смертельная усталость. Все, что могло, уже случилось. Все слова уже когда-то были сказаны. История сделала круг: молодое поколение возвращает Герцену его упреки, брошенные в первой части издателю "Телеграфа", практически теми же словами: вы недостаточно решительны, отойдите в сторону, уж мы-то знаем, что нужно этой стране и как совершить революцию.

Отличные решения по оформлению сцены: ничего лишнего в декорациях, необходимый минимум мебели. Очень понравилось, как оформлены моменты перехода от одной сцены к другой: вместо стандартного затемнения, в котором торопливо бегают и шуршат, на сцену с песнями выходят статисты, изображающие крестьян или слуг, и разыгрывают мини-сценки, изображая работу по хозяйству - а между делом уносят одну мебель и расставляют другую.
Как верно и минималистично показана революция 1848 года: те же статисты воздвигают баррикаду из стульев и поднимают на нее девушку, поющую "Марсельезу" - и без лишних слов в памяти возникает "Свобода на баррикадах".
Удивительный ход в сцене пикника. Два действия развиваются параллельно: между Натали Герцен и Гервигом, удалившимися в лес, происходит объяснение в любви, а в это время их супруги беседуют с Тургеневым, рисующим пейзаж. В кино было бы проще: в одном кадре мы видим любовников, а уже в следующем - обманутых супругов. А здесь их даже не стали разводить по разным углам сцены, эти два действия словно накладываются друг на друга: жена Гервига проходит аккурат между Натали и Георгом, озабоченно спрашивая в этот момент: "Куда они ушли?"
И ведь это не ради мимолетного комического эффекта. Нет, это символично показана добровольная искусственная слепота: роман завязывается буквально на глазах у "вторых половин", но они предпочитают ничего не замечать.

Значительность происходящих событий очень кстати разбавляется иногда юмором:

" - Смотри, Станкевич, десять абсолютных копеек!"

" - Я хочу стать литературным критиком!
- Но ведь это занятие для тех, чья вторая книга не оправдала ожиданий!"

" - Семейная жизнь...
- Существует!
- Дети...
- Существуют!
- А что же тогда - тени на стене пещеры?
- Философия!"

И актеры, конечно. Без лишних эпитетов: очень хорошие, толковые актеры. Самый яркий, пожалуй - это "неистовый Виссарион" в исполнении Евгения Редько, нервный, эмоциональный, буквально воспламеняющийся, когда речь заходит о чем-то значительном для него: "У нас нет литературы!" - и держит, держит внимание зала на всем протяжении вдохновенного монолога - и такой контрастно-тихий и спокойный наедине с любимой женщиной.
Совершенно незабываемая Нелли Уварова с потрясающими глазами, огромными и прекрасными. Три роли, разные - но все полные страсти.
Удивительно, как Александр Устюгов похож на Тургенева, особенно в профиль.

Резюмируя: это отличный спектакль, и я очень рада, что мы на нем побывали. Запомнится надолго.
















Смотрите также:

No related posts.