Условные рефлексы – дополнительные пояснения к дорогому Американскому дядюшке :)

Условные рефлексы - дополнительные пояснения к дорогому  Американскому дядюшке Составить и пояснить схему простого рефлекса , а также к спору, доминирование - это условный рефлекс или врождённое. Для меня очевидно, что доминирование это одна из возможных приобретённых стратегий при конкуренции, а конкуренция - это тоже отражение в голове. Для Лабори тоже очевидно ("Когда у двух индивидуумов существуют несовместимые цели или одна и та же цель, для достижения которой они вынуждены конкурировать между собой всегда есть выигравший и проигравший. Один индивидуум стремиться подчинить себе другого, доминировать над ним. Если человек живёт в условиях постоянной конкуренции, стремление к доминированию становится фундаментальной основой всего его поведения, но в этом он не отдаёт себе отчёта, не осознаёт этого. Врождённых инстинктов собственности и доминирования не существует. Существует лишь усвоенное индивидуумом в процессе развития стремление сохранить в своём распоряжении необходимые ему предмет или существо, которыми в той же мере стремится обладать и другой индивидуум. Из своего опыта человек знает, что для того, чтобы в этом соперничестве добиться успеха, он должен доминировать."), но, оказывается, у многих противоположная точка зрения, но изложить её они не могут. Под доминированием подразумевается при взаимодействии, возьмём, двух особей отказ от кооперирования одной особи (вариант 1) в стратегии "Парадокс заключённых". Т.е. при взаимодействии двух особей есть варианты:
1. Одна отказывается, другая кооперируется - для первой большой выигрыш, для второй большой проигрыш
2. Обе особи отказываются - обе теряют, но не сильно
3. Обе особи кооперируются - обе выигрывают.

"Рефлексы разделяют: на врождённые, то есть безусловные - передающиеся нам посредством генов (не требующие обучения) и приобретенные - так называемые условные (закрепляющиеся у нас после обучения, какого бы то ни было)". (Павел Ламкин).
"Условные рефлексы от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый - индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. Осуществляются высшими отделами центральной нервной системы – корой головного мозга и подкорковыми образованиями; формируются в процессе онтогенеза на базе безусловных рефлексов. Термин "У. р." предложен в 1903 И. П. Павловым. Исследование этого явления привело Павлова к созданию условнорефлекторной теории поведения животных и человека и нового учения о функциях мозга – физиологии высшей нервной деятельности". (Большая советская энциклопедия).
Это не исключает образование условного рефлекса на базе другого условного рефлекса, который тоже был создан на базе другого условного рефлекса и т.д.: например простой пример из "Американского дядюшки", когда дедушка даёт внуку деньги за хорошие отметки, так как деньги не удовлетворяют напрямую ни один из инстинктов:
"В зависимости от структуры условных раздражителей и от соотношений во времени действия условного и безусловного компонентов, а также от особенностей подкрепления, от времени ответной реакции на сигнал различают У. р.: 1) первого порядка, образующиеся на базе безусловных; 2) высшего порядка (2-го, 3-го и т.д.), возникающие на основе ранее выработанных временных связей; 3) подражательные, при которых подкреплением служат поведенческие реакции другого животного; 4) ассоциации, когда У. р. появляется при сочетании двух индифферентных раздражителей; 5) инструментальные, выполняя которые, животное содействует активному получению пищи или избавляет себя от вредных воздействий (например, болевых). При данной форме У. р. ответ на сигнал не воспроизводит реакцию, на базе которой он был выработан". (БСЭ)
Спорят о различиях между условными и безусловными рефлексами.
"Представления о чрезвычайной устойчивости, неизменности безусловных рефлексов не подтвердились. Оказалось, что Б. р. обнаруживают заметные сдвиги в связи со многими факторами (взаимодействие с другими рефлексами, гормонально-гуморальные влияния, функциональное состояние организма и его центральной нервной системы). Б. р. "в чистом виде" может проявляться один или несколько раз после рождения животного, а затем в довольно короткое время "обрастает" условными рефлексами и другими Б. р. Всё это затрудняет классификацию Б. р. В основу одних классификаций (А. Д. Слоним) положен принцип уравновешивания организма с внешней средой и поддержания постоянства его внутренней среды (Гомеостаз), другие — предусматривают экологическую и биологическую характеристику Б. р. (Н. А. Рожанский). Классификация, принятая в лаборатории Павлова, построена с учётом свойств действующего раздражителя и биологического смысла ответной реакции. В соответствии с этой классификацией различают следующие Б. р.: пищевые, оборонительные (защитные), половые и ориентировочно-исследовательские. В особую категорию сложных Б. р. Павлов отнёс Инстинкты и другие проявления сложных актов врождённой деятельности животных и человека, имеющие циклический или поведенческий характер. Подобные виды врождённой деятельности в последние десятилетия интенсивно изучаются наукой о поведении — этологией".
У человека есть душа - это как водитель в автомобиле, которая осознаёт. Осознаёт рефлексы. И есть нервная система - рефлексы, которая проявляется в действиях - стратегии. Вот щас прочёл, что это есть и у Рене Декарта, который рассматривал термин "психика" как условные рефлексы, а не как душу (см. http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/46.shtml).
"Очень хорошо, что условные рефлексы не являются постоянными и могут изменяться в зависимости от среды и состояния организма, а то бы мы носили багаж случайно закрепленного всю свою жизнь." (Ламкин).

С http://www.romek.ru/sel_art.htm:

"...Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было "завязано" на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала "завязанная" с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала." [Селигман, 1977]

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности. С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода "тренировки" все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока. Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.
Из этого Селигман и его товарищ сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий."

"Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была - искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали - неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки - звук прекращался.

Эксперименты Хирото доказали две важные вещи. Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук - просто сидели и ждали, когда все кончится."













Смотрите также:

No related posts.