Вальс с войной

Пыталась вспомнить, но не смогла, не только по причине плохой памяти, но и наверное потому что темой особо не интересовалась, кроме фильмов Дель Торо и "Пианиста", такой фильм о войне, чтобы происходящее было похоже на правду и в то же время давало какое-то понимание того что это такое - война, и что при этом происходит с людьми. Наверное потому что явление уж очень непростое и нужны какие-то особые средства чтобы рассказать о нем.
Мне кажется в "Вальсе с Баширом" это получилось... Мозг человека, оказывается, устроен очень умно, он может выкидывать или смазывать невыносимо тяжелые и страшные моменты жизни, по-видимому чтобы обезопасить своего владельца. Поэтому главный герой забыл все, что происходило с ним в войну, кроме коротких промежутков отдыха и увольнительных, а также непонятного для него отрывка, когда после купания в море он с товарищами идет в город и навстречу прорывается толпа рыдающих женщин.
То же происходит и с человеком смотрящим новости, мы просто абстрагируемя от кадров насилия как чего-то реального, потому что воспринимать такое колличество ужаса каждый день никакие нервы не выдержат.
В фильме рассказывется про фотографа-любителя, который старался воспринимать происходящее как фильм со спецэфектами, и у него получалось, до тех пор пока он не столкнулся с чем-то совсем реальным, близким по обычной жизни - раненными умирающими лошадьми на иподроме. Действительно, люди вокруг одетые в форму, взрывы, стрельба, причудливый пейзаж, ассоциируются в сознании разве что с фильмами, комиксами или компьютерными играми-стрелялками (тогда их правда еще не было).
И вот здесь есть важный ключ который дает и сама эстетика рисованного фильма - человек попадает в совершенно незнакомую, сюрреалистическую обстановку, странный, страшный и мутный сон где почти отсутствует логика и где реальность происходящего эфемерна. Вот как например история голладского друга режиссера - еще только что он плыл на "Корабле Любви" неизвестно куда и ему снилась огромная девушка которая уносила его по волнам, чтобы лишить залежавшейся девственности, и вот уже в следующий момент он оказывается с остальными ребятами высаженным на берегу и они, ничего не соображая от страха, начинают стрелять в первое что увидели - автомобиль (где как потом оказалось была семья, видимо, приехавшая купаться на пляж), пока полностью его не изрешечивают.
Еще одна важная линия в фильме - степень ответственности за происходящее. И паренек, не сумевший в течении пары минут среагировать, когда подстрелили командира танка, единственный спасшийся из всего экипажа, и главный герой, который был где-то на третьей линии и пускал ракеты, которые освещали лагеря во время расстрела беженцев, не были непосредственно виноваты в происходившем, они ничего не могли сделать, совершенно ничего, но до сих пор чувствуют себя виноватыми.

Говорят, что лучше бы были реальные люди, рассказывающие истории чем менее гибкие в эмоциях рисованные персонажи, а по-моему кроме передачи сюрреалистичности происходящего мульт несет и еще один важный плюс - обезличивание персонажа дает лицо самой рассказанной реальной истории. Потому что оставили бы просто говорящие головы - это не дало бы и десятой доли впечатления (лучше один раз увидеть), при просмотре документальной хроники истории бы тонули в собственно ужасе и работал бы описанный выше эффект, а снятым в виде фильмов историям с молодыми прототипами расказчиков невозможно было бы верить (да и вообще это, думаю, был бы дурной тон). Так что, мне кажется, создатели фильма нашли прекрасный подход и главное - помогли узнать больше не только с информационной точки зрения но и с точки зрения понимания.

А еще фильм познакомил меня с Максом Рихтером:

Про М.Р. я уже где-то слышала и не раз, но интерес разгорелся после вот этой вещи:







Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Вальс-бостон в микроволновке