Вело-май. Часть 3. Транс-Хакасия 21-28 мая 2011 года

День четвертый. 24 мая. Казановка – Аскиз - Апчинаев – Маткечик. Пробег 65 км.

Утро было солнечное, ура, нам везет. Аскиз заметно поднялся. Выпала роса, все искрилось на свету. Тут цвели в изобилии ирисы. Красота, в общем. Тишина, все спят, утро принадлежит только нам двоим. Миху правда это мало трогало, он занялся костром, а я пошла снимать. Удалось немного просушить вещи на солнышке.

Хакасия вело

На завтрак сварила гречку на молоке, оказалось, эта привычная в моем детстве форма каши доселе была неизвестна моим соучастникам.

Денек обещал быть замечательным, и самое главное, сухим. Выехали обратно к Казановке и стартанули по ветру в сторону Аскиза. Колено мое болело при каждом движении и поддерживать заданный Шеллом темп было сложно, но я старалась ехать со всеми. По пути мы завернули в деревню Верх-Аскиз набрать воды, протряслись по гравийке через нее и не нашли ни одной колонки. Хорошо, что один местный житель все же поделился с нами водой.

Километр мотал за километром, мы неслись по асфальту, не сбавляя темпа, и колено болело все сильнее и сильнее. Радовало только то, что мой верный друг был где-то сзади, отказался ехать ведущим и остался с инвалидом замыкающим. Однако я стала уже отставать. Мы проехали 40 км и повернули около Аскиза на трассу на Ак-Довурак. Тут же вдул очень сильный встречный ветер, и ехать стало тяжелее. Если по ветру я крутила в основном здоровой ногой, то тут уже пришлось работать обеими. Ну и конечно я тут же оторвалась от основной группы и даже не пыталась за ними гнаться. Уже было часа два, хотелось пообедать, да и не только мне, но Шелл ехал и ехал, видимо хотел обедать только на стоянке. Вскоре от всех отстала уже и Вика.

Через 5 км от поворота Шелл наконец-то остановился. Мы доехали, и Миху прорвало. Тут я увидела, что плюшевые мишки не всегда бывают плюшевыми. Перед поездкой я просила вести себя сдержанно и ни в коем случае не спорить с Шеллом, но тут Миха уже не стал молчать. Абсолютно спокойно и без всякой агрессии Миха предложил свои идеи по поводу темпа движения группы, поскольку не все могут на ходу есть и пить и ехать без остановки по 20 км. А так же по поводу моей травмы, с которой я такой ритм не успеваю поддерживать. Но мне показалось, Миху не услышали Хакасия на вело Судя по ответу, точно нет. Оказалось, что Олесе ногу зашивали, а она едет молча, а у меня ерундовая царапина, и я не могу. Несмотря на то, что Олеся ему объясняла, что это совершенно разные вещи и мне действительно тяжело пока крутить, но Шелл видимо в медицине понимает гораздо больше, поэтому для него моя травма оказалась симуляцией. Мне это все надоело, и я решила забить, только Миха все не унимался. Так же плохим оказалось то, что мы в 3м часу дня внезапно решили захотеть есть, позавтракав в 9 утра. После споров мы-таки встали на перекус.

После обеда уж не знаю по каким мотивам, Шелл повел группу со скоростью 12 км/ч и делал каждые 3 км остановки, спрашивая «Поели? Попили? Поехали дальше?». Миха был расстроен и безучастен к происходящему. Было приятно, что он из-за нас с Викой впрягся, но настроение, конечно, было омрачено конфликтом.

Километров через 10-15 мы заехали в деревню Апчинаев, закупили еды на общак и поехали дальше по асфальту. Поехали уже нормальным темпом. Тем более что мы немного повернули в сторону, ветер поменялся. Мы ехали к мосту через реку Абакан по живописной аллее. И перед мостом на границе Аскизского и Бейского районов свернули вдруг в поля. Оказалось, там лежали в траве старые резные коновязи. Мы их подняли, пофотались и сложили обратно.

Вело хакасия

За мостом через Абакан мы снова повернули против ветра, но ехалось уже более менее. Вокруг была красотища, степи, облачка на небе. Вскоре мы повернули на гравийку к деревне Маткечик, где снова занялись поиском воды. Проехав через всю деревню, мы наконец-то нашли живую душу, которая пустила нас набрать воды. Правда, идти пришлось через зачетные говенца из навоза и грязи, Серега в своих гламурных велотапках смотрелся там очень к месту Музей усть сос
Папальчиха

И оттуда уже поехали куда-то на гору, там цель нашего следующего дня. Ехать против ветра и в гору – это по-байкерски Папальчиха

Стихи про село казановку

Мы забрались в гору, скатились вниз и Шелл предложил встать на ночевку в небольшой рощице из 10 берез посреди этой степи. Рощица выглядела очень симпатичной.

И в ней оказалось огромное количество дров и прекрасный вид на реку Абакан. Миха повеселел и с удовольствием занялся помощью с костром дежурным Сереге и Вике. Еще бы – устроить пионерский костер из сухих дров куда приятнее, чем из наших мокрющих. Солнце все еще грело, ветер продувал нашу рощу насквозь, и мокрые вещи влет просохли.

Хакасия на вело

После ужина мы всей толпой пошли на соседнюю горку фотаться. С нее открывался еще более офигенный вид на реку Абакан и лежащее за ним село Бельтырское. Дотусовались до заката и посидели немного у костра.

Музей усть сос

Я очень расстроилась, заметив, что 3 дня я снимаю на ISO 1000, от чего фотки получились все с техбраком. Очень обидно.

День 5. Маткечик – Усть-Сос - Большой Монок - Тупик (стоянка на берегу Абакана). Пробег: 24 км
Этот день пожалуй стал самым классным за весь поход.
Утро было приятным, никакой росы, сухо, тепло. Серега и Вика приготовили нам на завтрак овсянку. Меня ожидал сюрприз, в гречке, оставшейся с вчерашнего завтрака, я нашла свои наушники, с которыми попрощалась еще в Усть-Бири, думая, что оставила их в поезде. Как они оказались в гречке, мне непонятно. Я не раз перебирала свои рюкзаки, и наушники мне не попадались. Ура, у меня теперь есть музычка.

Папальчиха

Сегодня у нас по плану больше исследовательского, чем вело. Выехали традиционно часов в 11 и поперли сразу в гору, но не особенно напряжно. Проехали совсем немного и, оставив велики, пошли пешком на гору Хызыл-Хая. По словам Шелла там есть очень интересные писаницы, и нам нужно их найти. Шли долго, фотались каждые 2 метра, я думала, мы ничего не найдем уже.

Стихи про село казановку

Но нам повезло их увидеть. Шелл снимал рисунки на кальку копиркой. Я не думала, что увижу в природе такие четкие и крупные рисунки. Миха сразу назвал их «Олени с рогами как у Санта-Клауса» Правда было не совсем понятно, чьи рога – оленей или Санта-Клауса.
От писаниц мы снова поднялись наверх любоваться видами, ибо виды были офигенные.

Как обычно захотелось есть, заточили батончики и печенье, потому что перекус ожидался только за деревней Усть-Сос, а до нее надо было не только доехать, а еще и дойти до велов, которые мы бросили довольно уже далеко.

Хакасия вело

Наконец, Шелл снял рисунки и мы двинули обратно. Денек разошелся, стало жарко, я решила дозагорать. Мы слетели с горы, протряслись по кочкам и грязи и оказались среди огромного количества могильников на плоской как тарелка долине.

Хакасия на вело

Народ тут же облепил камни для фото, и пока мы фотались, до нас дошли двое мужиков и тут же стали спрашивать, что мы тут делаем и откуда взялись. Оказалось, что мы находимся на территории музея. Нас пригласили на экскурсию, мы, конечно же, не могли отказаться. Музей еще только недавно открылся, у них много планов, что еще нужно построить. Но то что показали, было уже достаточно – разные стелы с рунами, камушки всякие. По пути на один из камней встретили гадюку. Все тут же кинулись ее фотать, хотя, признаюсь, мне как биологу было страшновато, при желании она могла допрыгнуть до любого из нас. Мы провели в музее пару часов, нас напоили чаем с печеньками и конфетами, но ожидаемого перекуса не оказалось.

Папальчиха

После музея мы двинулись в деревню Большой Монок. Там была гора с остатками отпечатков ракушек. По словам Шелла, на этом месте было древнее море и камней с ракушками там очень много. Мы протряслись 10 км по гравийке, и около деревни Олег обнаружил, что забыл карту в музее. Пока решали, что делать и кто поедет за картой, нас догнали на машине директор музея и компания с нашей картой. Они предложили сопроводить нас до горы с ракушками, показать писаницу, закрашенную охрой и отвести на какую-то хорошую стоянку. Отказаться было сложно, потому что карту они нам так и не отдали Папальчиха
Время близилось к вечеру, но солнце жарило как надо. Это был уже какой-то теплый район Хакасии, потому что тут уже вовсю цвели кустарники, которые я 3 дня назад видела даже без признаков цветения. Народ усердно искал отпечатки ракушек, набрали кучу камней. Серега и Вика искали камни с рыбой, Шелл сказал, что это очень ценный и дорогой отпечаток.

Хакасия на вело

После горы мы поехали дальше вдоль реки Абакан на гору Папальчиху с писаницами, закрашенными охрой. Не очень уловила суть истории, но вроде как давно на рисунках поставили кресты и с тех пор они не смылись. Сама я не видела что это, потому что не полезла. Скала была почти отвесная и вся сыпалась. Прилагаю фото Шелла.

Вело хакасия

После писаницы нас проводили на обещанную стоянку в урочище с выразительным названием Тупик. Ехали долго по лугам и выехали на живописное место на берегу реки. Это была наша самая гламурная стоянка. Лужайка с короткой как будто постриженной травой, несколько березок, с одной стороны горки, с другой река. Берег, правда, был не очень, но мы все равно пошли мыться, поскольку солнце стояло еще высоко и жарило, и купаться в ледяной воде было не так страшно.

Папальчиха

На ужин была вкусная каша от РокРолла. Вокруг летали черные журавли и проезжали местные. Приехал дядька на лошади, и РокРолл на ней проскакал по поляне.
На закуску дня был красивый закат. В общем, все слишком хорошо чтоб быть правдой после наших похождений.

Мы с Серегой завели будильники на 5 утра, чтобы пойти фотать рассвет. Миха вызвался составить нам компанию.