Вторая серия

В развитие предыдущего.
У Довлатова в "Компромиссе" есть примерно такой диалог:
" - Жил-жил человек и умер, - горестно вздохнул Быковер.
- А ты бы чего хотел? - спрашиваю..."

Последнее время, раздраженный своими и чужими демагогическими претензиями к миру, всегда спрашиваю и себя, и других: "А чего бы ты хотел? Возможно ли это в принципе? Если да - как? Лучше ли это будет того, что есть?"
Как правило, если честно и вдумчиво попытаться ответить на эти вопросы, оказывается, что поле для ответственного маневра очень невелико - существенно меньше, чем хотелось бы.

Возможно, такая же ситуация и с авторским правом? Возьмем частный случай литературы. Законы я смотрел, но до поры о них помолчу, чтобы они не направляли мои и ваши размышления по проторенному, но, возможно, не единственному руслу. Попробуем изобрести велосипед.

Какие объекты права в данном случае могут существовать?

1.Идея произведения.
2.Текст неопубликованный.
3.Текст опубликованный.
4.Различные редакции текста.
5.Форма подачи текста (способ воспроизведения, составление).
6.Комментарии и прочие сопровождающие материалы, не являющиеся частью текста (биографические справки, иллюстрации, статьи и т.д.).
7. Конкретное издание.
8. Перевод.

Что упустил?

Как обстоит дело с субъектами, т.е. с потенциально заинтересованными сторонами?

1. Автор идеи.
2. Автор текста.
3. Автор редакции текста.
4. Составитель.
5. Автор комментариев и прочих сопровождающих материалов.
6. Издатель.
7. Автор воспроизведения текста конкретным способом (книжным, электронным, актерским - каким еще?).
8. Переводчик.
9. Читатель.
10. Правопреемники всех предыдущих.
11. Государство, как установитель законности тех или иных интересов субъектов и как гарант соблюдения законных интересов.

Кого упустил?

Учитывая, что такое количество субъектов и объектов права чисто математически обещает нам довольно много конкретных потенциальных интересов, попробуем для начала хотя бы выделить их основные группы. Которых, на мой взгляд, три.

1. Интерес, связанный собственно с авторством, касающийся текста, как такового.
2. Финансовый интерес, связанный с коммерческой реализацией текста.
3. Культурный интерес.

Что важное забыл?

Дальше надо обозначить противоречия между ними и выяснить, какие из этих противоречий неразрешимы в принципе, какие разрешимы разумным компромиссом, какие – только волевым решением государства, а какие – надуманы и случайны и могут быть разрешены без ущерба для заинтересованных сторон.

























Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Обрывок китайских воспоминаний. Часть вторая. В поисках развлечений.