ВУЗ – консервативная система

ВУЗовская система,пожалуй, самая консервативная система в нашй стране (только армия, наверное, консервативнее). И действительно, за свой товар (специалистов) вуз получает 100-процентную предоплату; размер этой предоплаты (выручки) никак не связан с кондиционностью, с качеством товара; качество товара определяют сами его производители, то есть преподаватели, по существу это оценка самих себя; механизма и мотивации сопротивления защите диссертаций нет никакого (допустить ещё одного едока к "безразмерному" госбюджетному котлу мы, бывалые едоки, то есть члены Совета, запросто можем, ведь от нас не убудет); хороший, эффективный преподаватель получает (ох, уж этот термин - "получает"! - а не зарабатывает) столько же, сколько и его коллега-неумеха или лодырь, то есть по формальным признакам (по часам и т.п.). Хорошие преподаватели, тем не менее в вузах всё ещё есть, но это потому, что они – хорошие люди, а не потому, что система их делает такими. Система множит плохих. Система должна генерировать хороших.

Госбюджетный менталитет – главное зло вузовской системы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Концепция: Конкретный вуз должен быть тем богаче (деньгами), чем успешнее (опять же деньгами) его конкретные выпускники в реальной работе.

Что-то подобное уже прозвучало в этом ЖЖ. Конкретно: государство выделяет конкретному вузу гарантированный минимальный объём финансов, а всё остальное вуз зарабатывает себе сам, облагая своим персональным налогом своих конкретных выпускников и соответствующих работодателей (их зарплаты, их финансовый успех в составе финансового успеха данного предприятия). При этом и те и другие освобождаются от части подоходного налога и налога на прибыль в госбюджет. Но это - уже подробности.

2. Заработанные конкретным вузом деньги должны доходить до своих исполнителей дифференцированно. Это – трудный вопрос, но он должен быть обязательно решён. Предложения есть, аналоги в практике имеются.

3. Диссертации пусть защищаются, степени и звания пусть присваиваются, но денег за них не платить, а аккумулировать их в специальном фонде для поощрения наиболее успешных и эффективных в реальной работе (в преподавании и в НИОКР). Степени и звания учитывать лишь при приёме на работу в качестве преподавателей или при привлечении к выполнению наиболее “хлебных” НИОКР, где платить лишь по фактически достигнутому персональному результату , а не за звания (“В званиях, порочащих его, замечен не был”). Экспериментальные методики и опыт в этой части имеются.

4. Зарплату руководства вуза поставить в зависимость от консолидированного успеха вуза, и окончательную её выдачу отнести к концу года.

5. Всё это можно начать постепенно осуществлять в режиме эксперимента. Например, в ПГТУ, где завершается в настоящее время работа по инновационной образовательной программе, которая, по моему мнению, волею Министерства по существу таковой не является.

Но ПГТУ имеет здоровый, осознанный подход и задел для работ в истинно инновационном направлении, то есть производится мониторинг своих выпускников, на протяжении последних трёх лет ПГТУ имеет высокий рейтинг по востребованности своих выпускников работодателями (в среднем, в первой пятёрке из ~ сотни региональных вузов России по оценкам различных агенств), и ещё ряд других факторов. Короче: вузу и региону сделать запрос в Министерство о выделении дополнительных средств для проведения обозначенного выше эксперимента в порядке продолжения уже ведущихся работ по инновационной образовательной программе. Окупится сторицею.

6. Если потенциальный потребитель (министр, губернатор, ректор …) признает высказанные выше предложения НОВЫМИ и ПОЛЕЗНЫМИ, и примет их к реализации, то я вправе ожидать оплаты этого интеллектуального продукта. А стоит он (продукт) дорого (многие миллионы рублей). Но на этот (первый) раз я выставляю символическую (игровую) цену – 10 рублей (~ по одному рублю за идею). Если начнётся движение денег, то можно будет констатировать, что в этом ЖЖ началась инновационная экономика: ИДЕЯ – ДЕНЬГИ – ИДЕЯ.

6. Пока – всё.

Предприниматель в инновационной сфере

Ю.В.Цветков, 17.12.2008

 


Смотрите также:

No related posts.