Вязание и мифология

Продолжаю тему о вязании.


Недавно занималась я одновременно двумя делами - вязала и общалась на околометафизические темы. В результате чего меня посетила мысль о том, что нашу ДНК тоже кто-то вот так взял и связал Мифы про вязание

Все мы знаем о скандинавских норнах и греческих парках, о связи Макоши и пряжи. Но! Почему-то все мифилогические аспекты касаются процессов выделки кудели или прядения из неё (самое популярное), в редком случае - ткачества. Вязание же остаётся в тени, несмотря на многообразие способов и узоров, и несомненную древность, и распространённость этого занятия. Почему же в мифологии создательницы судеб останавливаются на стадии нитки? Ведь это некая незавершённость, где же полотно, которое должна образовать эта нитка?

Как известно, нить использовалась в магических целях. Но для того, чтобы она обрела какие-то свойства, необходимо было что-то с этой нитью сделать - например, повязать на тело, завязать на ней узлы, привязать куда-то или что-то перевязать. Также вспоминается славянское представление об узелках на нитях жизни, отмечающих невзгоды. Но почему же нет нигде вязания? Ведь это продолжительный, сложный, созидающий процесс, в вязанных вещах остаётся частичка их создателя, его настрой, его отношение к тому, кому предназначена вещь. Ведь тканое полотно достаточно "безлико" - из него можно сшить что угодно, а вязание это создание конкретной вещи для конкретного обладателя, оно в своём роде объединяет ткачество и шитьё.

Возможно, стоит поподробнее поискать в сказках. Пока на ум приходят только "Дикие лебеди" Андерсена и сюжет в русских сказках, когда девушка должна соткать рубашки для царя из тонкого льна (в какой сказке это было, не помню). Но там везде ткачество. Хотя ведь несомненно должна быть разница между ткачеством и вязанием с точки зрения мифа - во-первых, в ткачестве используется не одна, а множество нитей, в вязании же - одна нить, многократно сцепленная сама с собой; во-вторых, в ткачестве нить не подвергается именно узловому сплетению, а вязание можно рассматривать именно как вид многократного завязывания узлов, что весьма характерно видно на примере техники вязания иглой. И, важный, как мне думается, аспект - тканое полотно нельзя распустить, потянув за одну нитку, вязаное же можно. Стоит ещё заметить, что исторически вязание считается мужским занятием (не знаю, правда, насколько это реально), тогда как не слышала никогда, чтобы мужским занятием было прядение или ткачество.

Вот как мне видится: подготовка кудели - это преобразование материи, когда из сырья, растительного или животного происхождения, получается нечто совершенно иное. Прядение - это создание материала из материи, причём материи хаотической. А ткачество и шитьё или вязание - это создание из подготовленного материала упорядоченной структуры, являющейся такой вещью-в-себе и могущей обладать магическими свойствами. (А ведь кто-то соткал/связал наш мир! Интересно, из чего?)

Где же вы, мифы о вязании? Надеюсь, когда-то мои мифологические знания будут достаточными для ответа на этот вопрос.




Смотрите также:

No related posts.