ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. Часть 3

ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. Часть 3

 

Жизнь, которою я признаю моею, в которой я активно нахожу себя, невыразима в ритме, стыдится его, здесь должен оборваться всякий ритм, здесь область трезвения и тишины (начиная с практических низин до этически религиозных высот)» [Бахтин 1996–2003, 1: 191]. Далее мы увидим, что область трезвения и тишины в интерпретации Бахтина не слишком похожа на покой. Надо ли говорить, что сейчас слишком многие себя ищут в ритме, а поиск Области трезвения и тишины сам по себе составляет не простую задачу.

В «спокойной точке» содержится и живое творимое, и Творящее движение (термин В. В. Кандинского). Повторю еще раз:

 

В закрытьи глаз, в покое рук

Тайник движенья непочатый.

 

О. Мандельштам

Значит, покой, пауза не являются пустыми. Они наполнены, как минимум, внутренними ритмами и движениями (души?). Возможно, последние в них и рождаются?! В подобных случаях покой, пауза, молчание воспринимаются как само Присутствие (Бернанос), которое есть знак подлежащего осмыслению содержательного, живого времени. Молчание благотворней, например, злого многословья Сивиллы. Она

 

Вся во власти слов; и превозмочь

Не могла их; в ней они сгущались

И вокруг летали и кричали…

 

Р. М. Рильке

Иначе ведет себя Будда:

 

Он в слух ушел. И тишина как дали…

Мы замерли не слыша ничего (…)

Забыл он то, что знаем мы, но знает

Он то, о чем заказано знать нам.

 

Такое знание порождено его молчанием, погружением в себя, прислушиванием к голосу динамической формы. Так же Рильке говорит о Боге:

 

Если ты Бога воспел,

Не жди от него ответа;

Молчанье его примета,

Влекущий тебя предел.

 

У Бога, к счастью, есть последователи:

 

Мудрецы тогда не для того ли

Превратили в слух свои уста.

 

Бог Р. М. Рильке похож на немого, не отвечающего на наши вопросы Бога И. А. Бунина:

 

Весь мир молчит – затем,

Что в мире Бог, а Бог от века нем.

 

Хотя и обладает Словом, и сам есть Слово. Ф. А. Степун следующим образом характеризует трагическое мироощущение Бунина: «Этот немой Бог бунинской мистики отличается от Бога Слова христианской догматики тем, что в нем “бессмысленность” мира, в сущности, не преодолевается, но лишь обретает ту предельную глубину, которую Бунин ощущает, то древним ужасом, то вечной красотой» [Степун 1998: 97]. Молчание не только предельно насыщено, но и поливалентно. В молчании активность не исчезает, напротив, в нем сгущается время, оно становится более плотным. Трудно сказать, каковы последствия немоты Бога (возможно, B. C. Соловьев, говоривший, что Он наблюдает за своими созданиями не только с болью, но и с прибылью, был прав), но для человека последствия могут быть громоподобны:

 

Сумма немотств, чей зов

В самих себя обращен,

Мятежный уход в себя,

Громом поправшего гром,

Протяженностью сжатое эхо,

Переплавленная звезда… Гонг!

 

Р. М. Рильке

А. Арто уподобляет внезапную паузу пониманию образов и символов типов, которые «действуют, как пик оргии, как зажим артерии, как зов жизненных соков, как лихорадочное мелькание образов в мозгу человека, когда его резко разбудят» [Арто 2000: 117]. Есть, так сказать, и эпическое молчание:

 

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.

 

А. С. Пушкин

(Безмолвно, потому что поток воспоминаний [поток сознания] и речевой поток имеют разные постоянные времени. Речь, стремясь успеть за потоком сознания, захлебывается или вовсе тормозится.)

Возможно и патетическое молчание. Интересно молчание героя Б. Зайцева («Древо жизни») Глеба перед памятником Данте: «Данте был безглаголен… Глеб сидел, молчал и сам наполнялся безглагольной вечностью».

Молчание по разному действует на окружающих:

 

Ведь мы

Молчанье собеседника обычно

Воспринимаем как работу мысли.

 

Здесь же И. Бродский приводит и другой вариант:

 

А это было чистое молчанье.

Вы начинали ощущать свою

Зависимость от этой тишины,

И это раздражало многих.

 


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. Часть 4
  2. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. Часть 7
  3. ЖИВОЕ ВРЕМЯ (И ПРОСТРАНСТВО) В ТЕЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО ПОЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Часть 16
  4. От потока к структуре сознания. Методологические замечания. Часть 9
  5. Контур проблемы: что такое мысль? Часть 3