«Высокий модернизм» в психологии

Сейчас я читаю книгу Джеймса Скотта "Благими намерениями государства", где на примерах планирования городов, деревень, лесов, полей (и последующих неудач всех этих проектов) проводится одна важная мысль: "эстетически правильная", "внешне красивая", единообразная и легко управляемая извне конструкция совсем не обязательно является жизнеспособной и работоспособной. Напротив, такие неэстетичные и запутанные вещи как внутренние органы человека являются и жизнеспособными, и работоспособными. Основанное исключительно на эстетике стремление все "упорядочить", выстроить по прямым линиям, создает гораздо больше проблем, чем решает, поскольку при глобальном планировании невозможно учесть множество мелких, но очень важных факторов, полностью меняющих всю картину.

И вот ведь какая незадача: выстроенный по линейке лес в первом поколении даст рекордное число древесины. И все годы его роста будут иметься все внешние основания считать, что именно такой тип посадок наиболее эффективен. Проблемы начнутся гораздо позже, когда выяснится, что почвы истощены, важная (как оказывается) дополнительная флора и фауна этого леса истреблена, и второе поколение деревьев вообще не вырастет. То есть первое поколение успешно растет за счет ранее сформировавшейся плодородной почвы, забирает ресурсы этой почвы; но у многих складывается ошибочное впечатление, что эти деревья успешно растут из-за эстетической правильности (якобы "научности") посадок. А поскольку деревья растут долго, разочарование настанет уже после смерти этих незадачливых планировщиков. По сути, весь "высокий модернизм" – это жизнь одного поколения за счет многих последующих, в стиле "а после нас хоть потоп"; хотя само это поколение до самой смерти продолжает, и вроде как не безосновательно, воображать о себе, что оно заложило основы нового мира и обеспечило все последующие поколения самыми эффективными технологиями.

Психология, по сравнению с лесоводством и городским планированием, еще слишком молодая наука. И затеенное ей высокомодернистское упорядочивание пока что в самом разгаре; то есть ей еще очень далеко до той самой стадии разочарования. А я могу предсказать, каким это разочарование будет. Уберите из общества людей со всеми яркими акцентуированными характерами, отсейте их еще на стадии детского сада и школы (а именно для этого, похоже, в школах и детских садах сейчас и создана система психологического сопровождения). Перепишите, зарегистрируйте, повесьте ярлыки, поставьте на учет, ограничьте их дальнейшую активность. Не давайте свободно развивать свою активность людям с гипертимным, истероидным, шизоидным, и т.д. и т.п., характером. Чините все возможные препятствия бунтарям, утихомиривайте слишком активных. Оставьте только "правильных", ничем особенным себя не проявивших, ничем из ряда вон не выделяющихся, "идеальных" детишек. И через 1-2 поколения выяснится, что работать-то и некому. Некому создавать новые технологии, некому проектировать города и заводы, некому отстаивать права и интересы, некому бороться за престиж страны в мире. Ранее наработанная плодородная почва истощится, новой не появится, и всё. Запустение.


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. Конфликт и творчество в зеркале психологии
  2. Лучшие книги по психологии!!!!!