ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ – БУЛАВА часть2

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ – БУЛАВА часть2
Р-30 «Булава-30»
Булава Долгорукий
Общие сведения
Страна Булава Долгорукий Россия
Индекс 3М30
Код СНВ РСМ-56
Классификация НАТО SS-NX-30
Назначение БРПЛ
Разработчик МИТ
Изготовитель Воткинский завод
Основные характеристики
Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м[1]
Длина (без ГЧ) 11,5 м[1]
Диаметр 2 м [1]
Стартовая масса 36,8 т.[1]
Забрасываемый вес 1150 кг.[1]
Вид топлива твёрдое смесевое
Максимальная дальность 8000[2]-9300[3] км
Тип головной части РГЧ ИН, ядерная
Количество боевых блоков 10 [4]
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 941УМ «Акула» — испытания 955 «Борей» — штатный носитель
История запусков
Состояние продолжение испытаний
Места запуска Белое море
Число запусков 17
  - успешных 9
  - неудачных 6
  - частично неудачных 2
Первый запуск 27 сентября 2005
Последний запуск 28 октября 2011

Р-30 «Булава́-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-NX-30; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955[5]. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М»).

До сентября 2010 генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский [6].

История создания

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России придать МИТу функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.[7] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[7]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня[8] 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[9].

 Испытания

К настоящему времени произведено 16 испытательных пусков «Булавы», восемь из них признаны успешными, ещё два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний пуск ракеты состоялся 27 августа 2011 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[10][11]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.[12] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[7]

Ракета булава 23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Ракета булава Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Характеристики Юрий Долгорукий и булава Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Булава Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Булава Долгорукий Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Булава Долгорукий Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Ракета булава Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.[13]

Проведение очередного пуска предполагалось осенью 2007 г. Однако, никакой официальной информации о проведении испытаний в этот период (и о результатах, если пуск состоялся) нет. В то же время, основываясь на анонимных неофициальных источниках информации некоторые СМИ предположили, что очередной пуск был проведен и закончился неудачей[14].

Ракета булава Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично.[15] По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракеты-носителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.[16]

Характеристики Юрий Долгорукий и булава Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[17]

Булава Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

Булава Долгорукий Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[18]. По предварительным данным комиссии, занимающейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привел дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[19]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учетом двух «частично успешных» пусков).

После очередной неудачи подал в отставку директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов[20] В середине сентября 2009 года по конкурсу должность директора МИТ занял бывший генеральный директор ОАО «Московский машиностроительный завод „Вымпел“» Сергей Никулин. Юрий Соломонов сохранил должность генерального конструктора.

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства Булавы с Воткинского завода на другое предприятие[21]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[22], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

Очередная серия испытаний ожидалась в октябре-декабре 2009 года.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[23][24] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: "Ракетная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Невыполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска «Булавы. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[23] Предположительно ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[23]

Новые испытания ракеты «Булава» должны были состояться 24 ноября 2009 года. Предполагалось, что пуск по полигону Кура из Северного моря произведет из подводного положения АПЛ «Дмитрий Донской». Испытания «Булавы» планировались на 15 октября, однако пуск ракеты был отложен по решению комиссии, расследовавшей причины июльской аварии. В результате запуск 24 ноября также не состоялся. Испытания были отложены на начало декабря, сообщило информагентство «Интерфакс» со ссылкой на военно-промышленные круги.

Булава Долгорукий Двенадцатый пуск произведен 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства Обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошел технический сбой[25]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии, и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

Неудачный декабрьский запуск расследовала специальная комиссия из представителей Минобороны и ВПК. Результаты работы этой комиссии внушили оптимизм военным и промышленности и привели к решению о возобновлении испытаний, сообщил источник, близкий к комиссии. По его словам, выяснилось, что причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО «Искра». Эту информацию подтвердил и источник в Минобороны. Получить комментарии на «Искре» не удалось. По словам военного, это значит, что речь идет о чисто производственном, то есть поправимом, дефекте, а не принципиальной ошибке в конструкции. Следовательно, продолжает собеседник «Ведомостей», есть смысл продолжить работу над ракетой, которая уже стоила несколько десятков миллиардов рублей.

По информации агентства ИТАР-ТАСС очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» начнутся летом 2010 года. С борта тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» будет выполнено как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. "Если эти пуски «Булавы» пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта ее «штатного носителя» — атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдет одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). "Самое плохое в испытаниях «Булавы» состоит в том, что мы столкнулись с «плавающим сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».

Комментируя сообщения некоторых СМИ о том, что в 2010 году планируется два пуска ракет Булава, источник в ВМФ сказал, что эти данные не соответствуют действительности. По его словам, количество испытательных пусков ракеты на 2010 год еще не определено, «так как, возможно, будет пересмотрен сам порядок летно-конструкторских испытаний изделия». «Пусков может быть не два, а гораздо больше», — заявил он.

Другие источники в ВПК сообщили РИА Новости, что первые в этом году пуски «Булавы» планируется провести в конце мая — начале июня, когда будут вскрыты паковые льды. Они подтвердили информацию о том, что в 2010 году будут проведены не два, а более пусков ракет. Для этого подготовлен необходимый запас ракет, который позволит провести необходимое количество испытаний.

21 мая министр обороны Анатолий Сердюков, находящийся с визитом в Риме, заявил что лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведется работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трех ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты» — сказал Сердюков[26].

Неисправность сопла ракеты и производственный брак стали причинами последнего неудачного запуска морской баллистической ракеты Булава. Об этом в пятницу, 23 июля, сообщил источник, близкий к госкомиссии по расследованию причины неудачного пуска Булавы. «Госкомиссия установила, что невыход раздвижного сопла Булавы между первой и второй ступенями ракеты стал причиной последнего неудачного пуска», — сказал источник[источник не указан 462 дня].

17 сентября 2010 министр обороны России Анатолий Сердюков, находящийся с официальным визитом в США, сказал: «Ближайшие три пуска ракеты „Булава“ будут произведены последовательно до первого льда. Мы точно запустим».[27]

В ночь с 5 на 6 октября ракетный крейсер ТК-208 вышел из Северодвинска в Белое море для проведения 13-го испытательного пуска.[28]

Ракета булава Тринадцатый пуск прошел полностью в штатном режиме. Пуск произведен из подводного положения 7 октября 2010 года. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[29]

Ракета булава Четырнадцатый пуск прошел полностью в штатном режиме. Пуск произведен 29 октября 2010 года Министерство обороны России сообщает об успешном испытании ракеты «Булава». 29 октября 2010 года в 5:30 мск с тяжелого атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» был проведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Ракета была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Как сообщил источник в Минобороны, 14-е испытание «Булавы» прошло успешно. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.


Смотрите также:

Вам это будет интересно!

  1. ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ – БУЛАВА часть3
  2. космические фотографии сентября
  3. Правительство Японии приняло решение о введении в действие системы национальной ПРО
  4. Закрытие сезона дайвинга в России или «УХОДИМ В ПОЛНЫЙ ОТРЫВ В НОВОМИЧУРИНСКЕ»!