Жизнь в поездке. День 4

В четвертый день тура у нас не много времени на sightseeing: утром все туристы обычно страдают от похмелья, а днем по расписанию - автобус в Пном Пень.

Завтрак - время когда я могу увидеть всю группу, убедиться, что с ними все в порядке и обсудить планы на день. Когда я спустилась в столовую около 8:30 утра, моих там еще не было. Зато сидела моя подруга Puki, которая вела тур Ханой-Бангкок. Они приехали в Siem Reap вчера вечером, и сегодня утром уже успели съездить на рассвет в Angkor. Ее группа сидела за столом в траурном молчании, и Puki рассказала мне, что никто не спал толком прошлой ночью, потому что около 3х часов утра кто-то шумел на всех этажах (а чтобы попасть на рассвет в это время года, из отеля нужно выезжать в 4:30). Пришлось признаться, что это была моя группа - после чего атмосфера за столом (кроме меня и Puki, обсуждающих landslides в Лаосе) стала и вовсе удручающей.
Потихоньку на завтрак подтянулись и мои туристы - сонные, планирующие поесть и дальше спать. Они с восторгом рассказали мне, как торговались с водителями тук-туков, как одному из них пришлось выкупать свою шлепку, после того как уличный ребенок ее украл, и как Лукас упал на каждом этаже. Мне все громко смеялись, что не улучшило настроение другой группы (и вызвало море радости у моих туристов).
После завтрака, я напомнила группе во сколько мы уезжаем, велела купить что-нибудь поесть и воду для автобуса и пошла паковаться (что не заняло много времени, но я люблю перекладывать футболки со дна рюкзака на поверхность). А потом
прогулялась до АТМ: в Камбоджии, конечно, есть местная валюта - Риалы, но из-за инфляции и разных нестабильностей, все используют Доллары США. Раньше в АТМ можно было получить только доллары, но теперь банки начали выдавать и риалы. Большая часть тура оплачивается по безналичному расчету. Единственный город, где лидер платит наличными за проживание и билеты - Сайгон. Местный оператор предпочитает доллары, поэтому я всегда запасаюсь ими в Камбодже (плюс - доллары никогда не помешают).

В 11 часов все были с рюкзаками в холле отеля, я убедилась, что паспорта, ценности, телефоны были на месте, все счета оплачены, и мы загрузились в трансфер. 15 минут - и мы на автобусной станции. Большинство междугородних автобусов в Азии комфортны: удобные сидения, фен или кондиционер (котрые, правда, создают арктическую атмосферу), вода и бутерброды, иногда даже туалет. Впереди у нас было 5-6 часов. Так как группа была большая (16 человек), то наши рюкзаки запихнули в два отделения багажа, не смешивая их с чемоданами остальных клиентов. Я рассадила группу, ответила на вопросы, сказала, что мы делаем, когда приедем в Пном Пень, и села рядом с Glen. В автобусах и поездах я всегда стараюсь "смешивать" туристов, распределяя их каждый раз по-разному: в таком случае я всегда оказываюсь с разными людьми, и к середине тура знакомлюсь со всеми, а у туристы чувствуют "персональный подход". Естественно, это не всегда работает - зависит от отношений в группе и от количества пар.

Во время долгих автобусных переездов, туристы чаще всего спят, слушают музыку или смотрят фильмы на iPhone. Я предпочитаю смотреть в окно, фотографировать и читать trip notes, чтобы освежить в памяти что мы делаем в следующем городе.

Примерно через 2 часа автобус остановился в маленьком городке - возможность размять ноги, пойти в туалет (в автобусе тоже был туалет, но после того, как один камбоджиец просидел в нем полчаса, все остальные "желающие" открывали дверь и немедленно ее закрывали). Пока группа осматривалась, я купила кулек жареных насекомых - сама я не большой их фанат, слишком хрустят, и лапки застревают в зубах, но в Камбодже в голодные годы ели все, поэтому я всегда даю своим туристам попробовать разную жареную живность, чтобы они в очередной раз поняли, насколько легка их жизнь дома).

Пробовать, естественно, согласились не все - только половина юношей. Но и это - большой подвиг с их стороны: еда в чужой стране всегда испытание. И, надо сказать, моя группа в этом смысле была очень активной - они пробовали абсолютно все, что я советовала, и почти никогда не ели "западную" еду. Если же и ели, то сами выработали правило - если на обед была пицца, то на ужин - обязательно какое-нибудь блюдо из местной кухни.

После остановки почти все в автобусе заснули, а я слушала музыку и смотрела в окно. В принципе, пейзаж не менялся: рисовые поля, буйволы, еще поля, пальмы, рисовые поля, буйволы... и т.д. В Пном Пень мы приехали в темноте. Водитель нашего трансфера стоял на станции со знаком Gap Adventures в руках. Пока мы выгружали рюкзаки, он подогнал автобус, и еще через 15 минут мы были в гостининце. Туристы уже были голодные, но уж очень хотели принять душ и переодеться. Еще они хотели пойти танцевать вечером. Я не большой знаток питейных заведений, поэтому еще в автобусе позвонила своему другу, тоже лидеру. Он посоветовал пойти в RiverSide, но предупредил, что там дорого.

Батарейка не телефоне у меня села, поэтому фотографий вечера нет. Пока группа переодевалась и освежалась, я села в тук-тук и попросила водителя отвезти меня к beer garden Fresh Evening. Один из моих друзей недавно "нашел" этот ресторан, и его группе он очень понравился. Я там никогда не была, так что решила разведать и забронировать стол. Это типичный Камбоджийский beer garden - много столов, hot pots, детей, бегающих между стульями. Менеджер зарезервировал мне стол на втором этаже (больше мест нигде не было), и тук-тук повез обратно в гостиницу. Туристы уже сидели за компьютерами в холле и проверяли почту. Мы загрузились в четыре тук-тука и поехали есть. С водителями я договорилась, что они подождут до конца ужина, и потом отвезут нас в RiverSide. Ужин был неплохим, но жареная свинина была готова только через 40 минут, когда почти вся группа уже поела.

RiverSide оказался слишком дорогим, так что туристы выпили там только по 1 пиву, и мы решили искать что-нибудь еще. Несколько человек поехали в гостиницу. В конце-концов, я и еще пять туристов осели в irish pub, выпили еще пива и тоже поехали домой.